Общество
«Температура одинаковая, но платим больше»: москвич провел собственное расследование причин ежегодного роста платы за отопление
Фото

21 января 2020 17:38:29

1870

Гагаринская межрайонная прокуратура внесла в адрес ГБУ «Жилищник Обручевского района» представление об устранении нарушений законодательства

Москвича Евгения Миронова насторожил факт того, что плата за отопление растет год от года, несмотря на то, что зимы в последнее время стоят теплые. И рост платы, по его предположениям, превышает стандартную индексацию тарифов.

Как на дрожжах

«Все началось довольно-таки давно, наверно, еще в 2011 году, — рассказал Евгений Миронов корреспонденту «Московских ведомостей». — Тогда еще не было ГБУ «Жилищник Обручевского района», по Москве работали ДЕЗ. В платежном документе в графе «отопление» тогда было указано потребление 0,38 гигакалорий. Потом эта цифра вдруг стала увеличиваться: вначале до 0,42, а потом и до 0,86. Естественно, это увеличение, умноженное на тариф, после перерасчета в феврале повлекло за собой увеличение платы примерно на полторы тысячи рублей».

Собеседник издания уточнил, что он обратился в Мосжилинспекцию с просьбой проверить правомерность данного роста. Ответ МЖИ гласил, что нарушений не обнаружено, однако, как сообщил Евгений Миронов, все-таки произошел перерасчет платы за отопление.

«Какое-то время я не отслеживал ситуацию, — продолжает Е. Миронов. — Но когда уже работал «Жилищник», снова начался какой-то непонятный рост потребления теплоэнергии. С 0,42 гигакалорий до 0,47, потом до 0,53, до 0,6. В 2018 году я уже занялся этим вопросом всерьез. Написал обращение в ГБУ «Жилищник Обручевского района», в котором попросил его руководство объяснить ежегодное увеличение потребления тепла. Зимы сейчас теплые, холодная погода стоит максимум несколько дней. Температурный режим из года в год примерно одинаковый, поэтому, на мой взгляд, не может быть такого роста».

Эффект наложения

По словам Евгения Миронова, он получил ответ в духе «очень красиво, но ничего не понятно». Он продублировал письмо в ПАО «МОЭК» и попросил предоставить помесячный график по отопительным сезонам за последние три года. Получив эти графики, Евгений Миронов взял архивные данные по погоде и вписал в графу каждого месяца среднемесячное значение температуры.

Своими наблюдениями и выводами г-н Миронов поделился в Facebook:

«При среднемесячной температуре воздуха 4,4 градуса Цельсия, в одном месяце было поставлено на дом тепла в размере 48,354 гКал, а в другом, при такой же температуре 4,4 градуса поставили уже 88,669 гКал, т.е. расход поставленного тепла был увеличен на 40,135 гКал, в два раза, несмотря на то, что температура воздуха одинаковая!!! Или при температуре -7,8 градусов было поставлено тепла 185,749 гКал, а при температуре -10,1 градуса было поставлено 157,831, т.е. на улице было холоднее, тепла поставили меньше и наоборот. Или вот еще, при температуре 0 в ноябре поставили 119,836, а в декабре при температуре 0 было уже поставлено 127,044 гКал».

Исследователь выявил следующую закономерность: чем более «зимний» месяц, тем больше по документам поставляется тепла. Из этого он сделал предположение, что расчет, возможно, ведется не по показаниям ОДПУ (общедомовой прибор учета), а по нормативам.

Положили на положение

Согласно Постановлению Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», исполнитель обязан «при наличии коллективного (общедомового) прибора учета ежемесячно снимать показания такого прибора учета в период с 23-го по 25-е число текущего месяца», а также указывать в ЕПД (едином платежном документе) показания ОДПУ. То есть, по мнению Евгения Миронова, управляющая компания обязана указать в ЕПД, какой объем тепла был подан на дом в целом. Однако в платежках, как утверждает собеседник «Московской газеты», этих данных не было.

Но если их нет, то как собственники жилья могут проверить корректность начисления платы за отопление?

Гражданин обращался за разъяснениями по данному вопросу в различные инстанции, однако, по его словам, внятных ответов не получил.

«Тут я начал анализировать ответы и параллельно изучать законы. И я нашел камень преткновения. Оказывается, данные ОДПУ и не могут быть отражены в ЕПД, т. к. показания ОДПУ снимаются и передаются с нарушением закона, не до 25 числа текущего месяца, а до 5 числа будущего, оно и понятно, как можно отразить данные в уже сформированном документе. Жители не в курсе, сколько именно они потребляют и это удобно, можно не заморачиваться и жонглировать данными», — считает Евгений Миронов.

Действительно, в ответе Миронову от 12 сентября 2019 г. за подписью главы управы Обручевского района отмечается, что «анализ и расчет потребленной тепловой энергии производится один раз в год», и «отображение показаний ОДПУ в ЕПД невозможно».

Далее из документа следует, что «ГБУ «Жилищник Обручевского района» ежемесячно до 05 числа в МФЦ района для своевременного начисления жителям за услуги горячего и холодного водоснабжения передает фактические показания общедомовых приборов учета (ОДПУ)».

Также глава управы пишет, что «для корректного отображения фактического потребления горячего и холодного водоснабжения необходимо передавать показания ОДПУ 25 числа каждого месяца, передавать показания 25 числа не представляется возможным, так как съем показаний ГВС производится сотрудником ГБУ ЕИРЦ города Москвы в период с 01 по 05 число месяца…»

Про соответствие всего вышесказанного нормам постановления правительства РФ № 354 в ответе главы управы Обручевского района почему-то не сказано. Также нет объяснений, почему сотрудники ЕИРЦ снимают показания ОДПУ не с 23 по 25 число каждого месяца, как того требует федеральный нормативный акт, а значительно позже.

Прокуратура потребовала исправить

Евгений Миронов обращался в столичный департамент ЖКХ и получил ответ, что ОДПУ в его доме находится в исправном состоянии, он закреплен за ГБУ «ЕИРЦ города Москвы». Также департамент подтвердил наличие у сотрудников ЕИРЦ специального оборудования и соответствующего программного обеспечения для съема показаний ОДПУ и констатировал факт, что в ЕПД таких показаний нет.

Гагаринская межрайонная прокуратура провела проверку по жалобе г-на Миронова, в ходе которой подтвердился факт отсутствия в платежке показаний «коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего вида коммунального ресурса, суммарного объема каждого вида коммунальных услуг, предоставленных во всех жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме». Также из ответа прокуратуры следует, что в ЕПД не указан номер факса, электронная почта и адрес сайта управляющей организации.

Прокуратура направила в адрес ГБУ «Жилищник Обручевского района» представление об устранении нарушений жилищного законодательства. О принятых мерах компания обязана сообщить в течение месяца.

«Подводя итог, могу сказать, поезд тронулся, но это еще не конечная станция. Но я рад, что меня услышали и помогают восстановить справедливость», — говорит о промежуточных результатах своей деятельности Евгений Миронов.

Реклама