05 августа 2020 17:11:51
Депутат Мосгордумы Сергей Митрохин на своей странице в Facebook сообщил о том, что к нему обратилась инициативная группа жителей Басманного района. По их словам, в районе могут снести здание постройки конца XIX века
По данным парламентария, дом расположен на улице Доброслободская, 10 с.3. Он отметил, что здание известно как доходный дом купца Кириллова, построено архитектором К. Дувановым. История домовладения прослеживается с 1827 года.
В беседе с корреспондентом издания депутат МГД обратил внимание на то, что Департамент культурного наследия города Москвы по каким-либо причинам не включает часть градоформирующих зданий в список объектов культурного наследия, а другая часть, при том, что значится в реестре, из-за отсутствия должного ухода разрушается. Он отметил, что в Басманном районе таких зданий немало: например, деревянный дом в стиле эклектичных каменных купеческих особняков 50-70-х годов XIX века на Денисовском переулке, 24. Здание построено в 1912 году и более 100 лет простояло без пожара. При этом, по словам Митрохина, несмотря на статус ОКН, дом находится в плохом состоянии.
«На наших глазах уничтожается старинная архитектура Басманного района. Будет все застроено либо под реновацию, либо простокоммерческая застройка. Таким образом, градостроительные планы реализуются путем уничтожения старой Москвы», — сказал Сергей Митрохин.
По словам парламентария, он намерен направить депутатский запрос в Департамент культурного наследия города Москвы.
Как рассказал изданию житель Басманного района Алексей Егоркин, за год в районе было снесено уже пять домов, из которых три — начиная с марта.
«Два дома были снесены вдоль железных путей, в ходе реконструкции участка МЦД-2 «Каланчевская-Курская»: здание конца XIX – начала XX века, известное как дом Варенцова, который не то что украшал, а составлял облик улицы Старая Басманная; и второй дом, по словам специалистов, — палаты Анны Монс XVII века. Также еще одно здание постройки XX века было снесено для последующей застройки по программе реновации на улице Бакунинская. Все эти объекты не имели статус памятника, но согласно реестру несли историко-градоформирующий образ. Однако это не помешало их разрушить. Кроме того, ранее были снесены два деревянных дома начала XX века, которых в Москве практически не осталось: на Первом Басманном переулке и в Красном селе, — говорит Алексей Егоркин. — Снос доходного дома купца Кириллова, построенного в самом конце XIX века, уже согласован. Ранее Департаментом культурного наследия города Москвы были отклонена заявка на присвоение зданию охранного статуса ОКН, которые подавал Архнадзор, хотя оно примыкает стена к стене к такому же доходному дому более ранней постройки».
Согласно постановлению правительства Москвы № 985-ПП от 15 июля, дом по улице Доброслободская, 10 с.3 находится в границах, в которых планируется осуществить проектирование и строительство одного из стартовых домов по программе волнового переселения граждан после 1 января 2022 года.
Архитектор Алексей Подымов, комментируя ситуацию, отметил, что сносимые здания XIX-XX веков, несмотря на то, что они не имеют статус объекта культурного наследия, формируют историческую среду города.
«В Москве за последние 10 лет уничтожено порядка 200 исторических зданий: снесено или реконструировано так, что они уже потеряли свою историческую аутентичность. Это очень существенная потеря для города. Если Санкт-Петербург, Владимир, Ярославль относятся к историческим поселениям, то Москва так и не получила этот статус, потому что это затруднило бы практику существующего сноса и застройки прибыльными коммерческими объектами. В советское время Москва обладала таким статусом, но при изменении законодательства в последние 15–20 лет это как-то ушло. Несмотря на то, что градозащитники постоянно этот вопрос поднимают и борются за присвоение Москве статуса исторического города, этого так и не происходит, — говорит Алексей Подымов. — Дом, подлежащий сносу в Басманном районе, не памятник, но очень грамотное архитектурное решение, хорошо отражает свою эпоху, формирует городскую среду — лицо Москвы. На его месте мы, скорее всего, получим еще один какой-то безликий комплекс. Хоть и можно сказать, что Москва превращается в европейский город, но у каждого европейского города свое характерное лицо. И все мы знаем, как Вена отличается от Парижа, а Рим отличается от той же Венеции или Италии. Москва же превращается в какое-то усредненное представление человека, который не знает, что такое история, что такое архитектура в европейском городе».