Общество
Глава Совета депутатов Тверского района Москвы назвал главное условие стабилизации цен на сельхозпродукцию
Фото
Московские Ведомости

09 ноября 2021 09:47:40

1193

По мнению Якова Якубовича, это реальная конкуренция в сельхозотрасли и ее деолигополизация. Причем толчком к повышению качества продукции, по мнению политика, может стать не только конкуренция на внутреннем рынке, но и допуск иностранных сельхозпроизводителей

Минсельхоз России предложил отменить импортную пошлину на замороженную говядину свинину для стабилизации цен на мясо на внутреннем рынке. 

Глава Тверского района Москвы обратил внимание на то, что в последние месяцы значительно подорожали не только эти виды мяса, но также курица, и другая сельхозпродукция. При этом мясо подорожало на фоне эпидемии африканской чумы в некоторых регионах России.

«Минсельхоз предложил достаточно стандартную и действенную меру для стабилизации цен на мясную продукцию, к которой часто прибегают власти. Скорее всего, поскольку речь идёт о замороженной продукции, это позволит стабилизировать цены на переработанное мясо (фарш, колбасные изделия, полуфабрикаты). Свежеохлаждённое мясо вряд ли подешевеет, — рассказал политик сетевому изданию «Московские ведомости». — Однако производители уже объявили о том, что эта мера может быть воспринята ими как дискриминационная, поскольку инвестиции в производство планировались в комплиментарных для российских производителях условиях».

Здесь, по словам главы муниципалитета, следует отметить, что возникает давняя дискуссия в сфере обеспечения продовольственной безопасности: стоит ли вообще создавать условия для развития отечественного производства сельхозпродукции путём ограничения её поставок из-за рубежа либо введением запретительных пошлин. Либо обеспечить полностью конкурентную среду, допустив зарубежных поставщиков на российский рынок с учётом того, что по некоторым видам сельхозпродукции отечественный производитель просто не достиг ожидаемых потребителем показателей (здесь можно привести в пример тот же сыр, вяленое мясо, зеленые овощи и др.). 

«В первом случае может пострадать качество и вырасти цены, зато отечественный производитель получит условия для благоприятного развития своего производства, что, ожидаемо, в будущем позволит снизить цены и повысить качество продукции, что неточно. Во втором случае нашему производителю будет крайне сложно конкурировать с иностранными поставщиками, и он вынужден будет искать иные пути для повышения собственной конкурентоспособности, что на самом деле неплохо, учитывая, что конкуренция способствует прогрессу, — рассуждает Яков Якубович. — Однако здесь мы подходим к главному. Насколько конкурентная среда способствует росту качества и снижению цены на сельхозпродукцию на отечественном рынке. На самом деле ответ достаточно очевиден: реальная конкурентная среда, когда соблюдаются основные принципы состязательности участников рынка через борьбу за потребителя, приводит к необходимости постоянно искать пути для повышения качества и снижения себестоимости продукции вместе с её ценой. Но проблема в том, что такая среда в нашей стране практически отсутствует. В реальности сельскохозяйственная отрасль сильно олигополизирована крупными агрохолдингами, которые диктуют рыночные условия. Это приводит и к снижению качества продукции, и к повышению цены, как и при любой квазимонополизации. Небольшие же производители не способны конкурировать с монстрами ни за потребителя, ни за благоприятные условия производства. Сегодня фермерскую продукцию в буквальном смысле можно назвать «золотой», поскольку в их условиях производства невозможно создать недорогой продукт. При этом качество такой продукции не всегда существенно превосходит продукцию крупных производителей. В случае же наличия реальной конкурентной среды и равного доступа как к ресурсам, так и к потребителю, в целом сельхозотрасль, скорее всего, показала бы и повышение качества в целом, и снижение цен, а покупатели не вспоминали вкус салата «Романо», который пробовали в итальянских тавернах во время турпоездок в допандемийные времена, а наслаждались бы им у себя за столом по вменяемой цене. 

Реклама