Общество
Социальные лифты в России: почему жителям нашей страны так сложно продвигаться по карьерной лестнице
Фото
Московские Ведомости

15 ноября 2021 19:39:42

737

17% россиян заявляют, что для карьерного роста им не хватает подходящей вакантной должности или карьерный рост невозможен

«Мой начальник никуда уходить не собирается», «Некуда расти», – сообщили в ходе опроса Superjob респонденты. Вместе с тем, 9% россиян признались, что для повышения им не хватает образования, 8% – опыта, а 7% – связей. Реже всего респонденты говорили об отсутствии мотивации (4%), времени (3%) и возрастных ограничениях (2%).

На сегодняшний день социальные лифты в России развиты недостаточно, и их развитию главным образом мешает отсутствие меритократического подхода, считает глава муниципального округа Тверской Яков Якубович. Зачастую, по его словам, на высокооплачиваемые и руководящие должности вышестоящие руководители берут людей, которых хорошо знают и с которыми давно работают.

Этот подход, по мнению Якубовича, получил развитие в советские годы и продолжает сохраняться в органах государственной власти. «Достаточно посмотреть на то, каким образом выбираются кандидатуры для руководящих должностей в органах исполнительной власти – это обязательно будут люди из команды определенного человека. Даже порой, когда общаешься с коллегами из органов власти не только федеральных, но и региональных, этот разговор всегда происходит в контексте «А это чей человек?». То есть для того, чтобы попасть на серьезную должность, нужно не только пройти определенные фильтры, но и быть чьим-то знакомым, входить в какой-то круг», – сказал «Московскими ведомостями» глава Тверского района. 

Кроме того, по мнению собеседника издания, продвижению по карьерной лестнице может мешать отсутствие так называемых гибких навыков, заключающихся в умении влиться в коллектив, не рушить доброжелательную атмосферу и не тянуть на себя одеяло в вопросах, когда речь идет о командной работе. 

«В этом случае человеку, который обладает, например, определенными компетенциями и образованием, но не привык работать в команде, будет тяжело влиться и занять руководящий пост. А для руководителя гибкие навыки на сегодня – must have», – говорит Яков Якубович. 

Вместе с тем, как отметил политик, определенные люди просто не готовы брать на себя ответственность и возглавлять какой-то проект, и дело тут вовсе не в знаниях и образовании, которое они получили. «Человек, занимающий руководящую должность, должен понимать рынок и обладать коммуникационными навыками, и эти менеджерские компетенции не упираются в те, которые дают в вузах», – подчеркнул депутат. 

Третья проблема карьерного роста, по словам Якубовича, заключается в территориальном признаке – молодые люди в селах и малых городах не обладают теми же возможностями, что их ровесники, которые родились и проживают в крупных агломерациях и городах, где гораздо больше возможностей. 

«Безусловно, есть такие инструменты и подходы как различные конкурсы профессионального мастерства. К ним можно отнести российский конкурс «Лидер России», где отбираются будущие руководители, мировую программу WorldSkills, направленную на выявление талантов в области среднего профессионального образования. Однако этого, к сожалению, недостаточно для того, чтобы человек из глубинки получил необходимое образование и навыки и выстраивал свою работу. Карьерные лифты возможны только тогда, когда есть соответствующие институты. Если в глубинке нет компании, в которой человек мог бы сделать карьеру, нет ВУЗа, в котором он мог бы получить образование, нет в принципе экономики, то, конечно, там невозможны никакие социальные лифты», – поделился собеседник «Московских ведомостей». 

В любом случае, по словам Якубовича, если амбициозный молодой человек хочет себя проявить, для начала он вынужден переехать из маленького города или села в крупный город: «Соответственно, возникновение социальных и профессиональных карьерных лифтов возможно тогда, когда на малых территориях и в крупных городах-агломерациях возможности у молодежи будут одинаковы, а на сегодня они очень сильно отличаются».

Реклама