04 декабря 2021 18:42:30
Традиционной сверхприбыли в новогодние праздники рестораторы не ждут
Накрывшая Россию пандемия COVID-19 и связанные с ней ограничения сместили покупательскую активность из формата «офлайн» в режим онлайн. Особенно сильно пострадала развлекательная сфера. Рестораторы, привыкшие к тому, что прибыли от новогодних корпоративов позволяют буквально «почивать на лаврах» как минимум два-три последующих месяца, в этом году готовятся «работать ради работы».
Если год назад, в декабре, несмотря на жесткие ограничения, люди, уставшие от самоизоляции, старались максимально использовать возможность корпоративного отдыха, то сегодня брони на заказы массово отменяются, коллективы предпочитают праздновать кулуарно, а в значительно степени выиграют лишь те заведения, кто максимально успел перестроиться на системную работу доставки еды адресно.
QR-напасть
Новая беда – введение QR-кодов прямо перед новым годом – буквально подкосила ресторанный бизнес. Рестораторы отмечают, что многие заведения могут остаться без гостей на новогодние торжества. Если раньше бронь площадок для корпоративов начиналась уже с сентября, то сейчас, за две недели до традиционных празднований, бланки заказов пустуют.
«По сравнению с прошлым годом ситуация ухудшилась. В декабре 2020-го, несмотря на то, что отрасль общественного питания находилась в не лучших условиях из-за введенных предновогодних ограничений, люди, уставшие от локдауна и самоизоляции, максимально стремились к празднику, посетить кафе, рестораны. Сегодня ввели QR-коды, ситуация обострилась, люди просто боятся выходить из дома. Не по причине заразиться, а потому, что многие не понимают еще где, когда и как их примут в том или ином заведении, сработает ли это код, например? Кроме того, многие остаются непривиты, поэтому предпочитают так сказать самоизолироваться», — рассказала «Московским ведомостям» заместитель директора CFС, совладелец и сооснователь сети столовых Катерина Бородина.
Андрей Хаустов, (ресторан Syndicate-Port Cafe), напротив, отмечает, что надежда в этом году на корпоративы есть: «В прошлом году мы просто отменили все корпоративные мероприятия, расторгли договоры с артистами, вернули гостям предоплаты. Учитывая, что предновогодние корпоративы – это сезонный «хлеб» ресторанов, прошлый год не то, чтобы стал катастрофой, но нанес отрасли ощутимый удар. При всех ограничениях этого года все-таки полного запрета нет, что дает определенные прогнозы на успех. По крайней мере у нас бронирование заказов идет, правда с прослеживанием одной особенности – мероприятия рассчитаны на небольшие компании – 10-12 человек, больших коллективов в этом году нет».
«QR-коды, ограничение по времени работы кафе и ресторанов, плюс плохая погода – все это снизило посещаемость ресторанов. Люди не хотят тратить деньги и время на поездки в заведения. Продажи уже снизились вдвое, если сравнивать с периодом прошлого года», — согласен с коллегами директор «ИманСуши» Евгений Кульчицкий.
«Домашний» тренд
Ресторанная отрасль не единожды проходит кризисы – вспомнить хотя бы 2008 и 2014-е годы, когда новогодние празднования буквально свелись к домашним посиделкам. Нынешнюю ситуацию критически усугубила сложная эпидемиологическая ситуация. Помимо снижения реальных доходов как физических, так и юридических лиц, у некоторых людей добавился страх «прививки»: те, кто пока не вакцинировался, предпочитают не посещать места скопления людей. В этой связи, большинство крупных компаний приняли решение или разбить коллектив на несколько небольших «привитых» групп и недорого отпраздновать предновогодний корпоратив в небольших ресторанах, или просто заказать праздничный ужин прямо в офис.
«Новый год большинство людей будет праздновать дома. Постоянные новые ограничения изменили привычки людей. Все больше заказывают еду на дом. Это удобно и безопасно. Сегодня четко прослеживается общая тенденция к удалённым праздникам, без посещения заведений», — говорит Катерина Бородина
Ресторатор Роман Ракуса соглашается — ситуация, действительно, непростая: «Традиционно именно новогодние корпоративы приносят ресторации ощутимый доход. В этом году не думаю, что выручку ресторанов можно будет назвать существенной. По нашим прогнозам, по сравнению с прошлым годом рестораторы заработают на 20-30% меньше. Уже сейчас идут отмены по заказам на корпоративы. Много компаний примут решение просто снять помещение и организовать выездное обслуживание, то есть, в этом году будет в тренде кейтеринг, на него нужно делать ставку».
Евгений Кульчицкий рассказал, чтовсплеск посещаемости все-же скоро начнется и продолжится с середины декабря до нового года.
«Но это слишком короткий период, чтобы говорить о возможностях покрытия расходов рестораторов за эти пару-тройку недель. Все что мы получим загруженность кухни, потому что в нашем случае, мы делаем еще большую ставку на доставку блюд, которая неизменно пользуется популярностью. А это означает увеличение издержек – придется нанимать дополнительных сотрудников, расширять штат поваров. Одним словом, в этот Новый год заработать рестораторам в традиционном понимании доходной части вряд ли получится», — говорит ресторатор.
Илья ТЕ, предприниматель (ресторанный бизнес), поясняет, что раньше, когда границы были открыты и рестораны работали в штатном режиме в новогодние праздники особенно хорошо зарабатывали именно заведения китайской кухни и те, которые расположены в спальных районах города. Что касается ресторанов в центре Владивостока, там баснословных прибылей не было, а сейчас ситуацию усугубил коронавирус с ограничениями. «Для некоторых заведений в декабре рост безусловно будет, но скорее это касается не столько гостевого потока, сколько роста востребованности доставки. Но не настолько он будет большим, как сегодня принято фантазировать», — подчеркнул бизнесмен.