Общество
Сетевые магазины не стремятся к сотрудничеству с фермерами
Фото
freepik

21 июня 2022 19:24:25

861

В крупных сетевых магазинах могут начать проводить «Дни фермеров». С такой инициативой выступила зампредседателя думского комитета по аграрным вопросам Юлия Оглоблина

Появятся ли на прилавках продукты с грядок, почему фермерские овощи и фрукты дороже привозных, и в чём причина нежелания ритейлеров работать с небольшими крестьянскими хозяйствами, разбирался корреспондент издания «Московские ведомости».

Специалисты говорят, что в некоторых сетевых магазинах доля фермерских продуктов по-прежнему незначительна. По словам ведущего аналитика консалтинговой группы «Текарт» Евгении Пармухиной, популярные розничные магазины эконом-класса не стремятся к сотрудничеству с фермерами. Во многом это связано с тем, что у некоторых из них отсутствуют сертификаты качества и безопасности, требуемые, в соответствии с законодательством и стандартами той или иной сети. Кроме этого, ритейлеры образуют внимание на нестабильные объемы выпускаемой продукции и отсутствие гарантий её поставок.

В Госдуме считают, что фермерская продукция, пусть её и немного, но в магазинах представлена, и все же она теряется среди других брендов. Оглоблина предлагает организовать специальные фермерские полки, на которых «гарантированно будет выставлена продукция наших хозяйств». Парламентарий также предлагает законодательно закрепить понятие «фермерская продукция», что, по её словам, исключит маркетинговые уловки продавцов. 

Замдиректора департамента развития сельских территорий Минсельхоза РФ Рената Бибарсова отметила, что инициатива с проведением фермерских дней в сетевых магазинах уже реализуется в 15 пилотных регионах.

Тем не менее, попасть на прилавки крупных ритейлеры, которым принадлежат в том числе и магазины шаговой доступности, крайне сложно. В Минсельхозе Краснодарского края рассказали, что для этого фермеру нужно собрать массу документов, и, в первую очередь, сертифицировать свою продукцию.

«Именно поэтому, когда мы говорим, что на прилавках ритейлеров представлены местные продукты, речь чаще всего идёт о продуктах, произведённых крупными агрохолдингами, молзаводами или пищевыми комбинатами», – пояснили в ведомстве.

По словам руководителя сельхозартели «Радужная» Игоря Пожидаева, попытки попасть на прилавки одной из крупнейших торговых сетей, работающей на Ставрополье, не увенчались успехом. Он не смог убедить руководство сети в стабильности поставок зелени, которую выращивает, и производимых артелью специй.

Депутат Оглоблина предлагает упростить требования по поставке продукции в магазины, которые в настоящее время одинаковы для агрохолдингов и для фермерских хозяйств. Для этого, по словам парламентария, можно было бы разработать типовой договор, который давал бы возможность крестьянско-фермерским хозяйствам заключать прямые соглашения на поставки небольших партий продукции.

В региональной сети «Магнита» объяснили, что чаще всего фермеры сталкиваются с несоответствием их товаров параметрам сети, которые могут соблюдать только крупные поставщики. Это касается не только сертификации, но и сроков хранения. Кроме того, фермер не может обеспечить крупные магазины нужным количеством продуктов через распределительный центр. Во-первых, это большие объёмы, во-вторых, для фермера это дополнительные затраты, которые не ощутимы для крупных агрохолдингов. Поставки напрямую не дают гарантии их бесперебойности, в то время как полки, где покупатель привык видеть тот или иной продукт, ни в коем случае не должны пустовать.

Тем не менее, как отметили в региональной дирекции, на прилавках магазинов есть фермерская продукция, которая конкурентоспособна как по качеству, так и по цене.

В Кубанском государственном аграрном университете рассказали, что сертифицировать фермерскую продукцию давно пора в упрощённом порядке. Выращивается она с использованием тех же удобрений и компонентов, что и в крупных агрохолдингах, только разного рода химикатов используется меньше – это делает фермерскую продукцию качественнее и, уж точно, не вреднее.

Кроме того, эксперты советуют фермерам обратить внимание на взаимоотношения ритейлеров и пекарей, чья продукция, наряду с хлебобулочными изделиями крупных комбинатов, всегда находит себе место на прилавках.

«Любой магазин согласится на сотрудничество, если ему это будет выгодно. Хлеб-кирпичик, батоны и сладкая выпечка из частных пекарен всегда в продаже несмотря на то, что в сетевых магазинах продаётся продукция крупных региональных хлебозаводов. Я считаю, что не нужно завышать цены, а затраты на логистику здесь не причём», – говорит директор хлебопекарни Рашид Меретуков. 

Эксперты считают, что магазинам нужны твёрдые гарантии доставки, конкретный объём и доступная отпускная цена.

«Именно в ценовом компоненте фермеры часто не идут на уступки, считая, пусть и справедливо, что их продукция чище, вкуснее, а потому должна быть дороже. Но покупателей магазинов эконом-класса интересует низкая цена, которую ритейлерам проще обеспечить с помощью поставок крупных агрохолдингов», – рассказали на кафедре менеджмента факультета пищевых продуктов МГТУ.

Что касается думских рекомендаций о новых мерах поддержки по сбыту фермерской продукции, то их направят в Минсельхоз, Минпромторг и профильные надзорные службы, а в самой Госдуме планируют разработать соответствующие законопроекты.

Реклама