Общество
Стоит ли вводить платный въезд в Москву ради борьбы с загруженностью дорог?
Фото
Московские Ведомости

Автор: Алексей Черников

30 июня 2022 19:07:42

933

Обсуждения различных способов борьбы с московскими пробками ведутся практически постоянно, и одним из наиболее популярных является мнение о том, что проблему якобы можно решить введением платы за передвижение по дорогам столицы на личном транспорте. На уровне городских властей дискуссии по этому поводу начались ещё в 2014 году, а сейчас тема обрела «второе дыхание» благодаря автору проекта «20 идей по развитию России» Дмитрию Давыдову

Общественник отправил в мэрию столицы письмо с предложением ввести плату за въезд в Москву и своими аргументами в пользу этого шага. По данным Мосэкомониторинга, 85% загрязнителей атмосферного воздуха – автомобили, выбрасывающие вредные вещества в составе выхлопных газов. Давыдов напоминает, что за 2021 год Москва заняла второе место в мире по загруженности дорог. В международном рейтинге Traffic Index российская столица по этому показателю уступила лишь Стамбулу. Очевидно, что такая ситуация соответствующим образом отражается на состоянии окружающей среды и здоровье людей. Давыдов уверен, что никакие другие меры, кроме искусственного снижения трафика путём введения платы за проезд по Москве, к серьёзным улучшениям не приведут. В качестве базового тарифа активист предложил плату в 100 руб. за передвижение легковушки по всей территории Москвы внутри МКАД в будни с 7:00 до 22:00, предусмотрев бесплатный проезд ночью и в выходные, а также систему повышающих и понижающих коэффициентов для некоторых категорий автомобилистов. По мысли Давыдова, это должно мотивировать людей пользоваться общественным транспортом, а доходы от нового сбора можно направить на развитие транспортной инфраструктуры мегаполиса.

На это предложение довольно однозначно ответил советник главы Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы Владимир Макаров, написавший, что введение платы за въезд противоречит конституционным правам граждан на свободу передвижения и потому недопустимо. Чиновник подчеркнул, что в случае платных трасс у водителей есть бесплатные альтернативные маршруты, однако с введением платы за въезд в целый город такая логика не работает. Давыдов в ответ назвал достойной альтернативой проезд на общественном транспорте или пользование личной машиной ночью и в выходные, однако на уточняющие аргументы отклика из мэрии уже не последовало. 

Ранее руководитель Национального общественного центра безопасности движения Сергей Канаев высказывал мнение, что платный въезд в Москву является одним из наиболее перспективных методов в борьбе с пробками наряду с развитием инфраструктуры каршеринга. Эксперт уверен, что плата за передвижение по мегаполису на личном транспорте всё-таки будет введена наряду с платой за проезд по некоторым трассам, хотя, как добавил Канаев, в большинстве зарубежных стран эти два сбора обычно не действуют одновременно: бесплатным остаётся либо въезд в города, либо перемещение по загородным магистралям. 

Действительно, налог на въезд в крупнейшие агломерации введён в некоторых развитых странах. Например, водителям приходится раскошеливаться за возможность ездить по улицам Стокгольма, Осло, Милана, Сингапура или Сан-Франциско. Однако в этих странах система общественного транспорта всё-таки более современна, чем даже модернизированная московская. К примеру, транспортная система того же Стокгольма признана одной из наиболее развитых и удобных в Европе и отличается густой сетью маршрутов и чётким расписанием движения. Дотягивает ли система транспорта Москвы до таких показателей, пока сказать сложно. В конце прошлого года много критики вызвала реформа автобусной сети юга и центра столицы. После изменения десятков маршрутов москвичи пожаловались на то, что им приходится тратить больше времени на преодоление привычного пути на работу, в школу или поликлинику.

Кроме того, стоит учитывать и уровень доходов граждан тех стран, в которых введён платный въезд в города. В комментарии «Московским ведомостям» координатор движения «Синие ведёрки» Юлия Каблинова посоветовала обратить внимание на экономическую ситуацию в стране и отложить в сторону любые идеи о введении дополнительных сборов. Она заметила, что нельзя принимать решения по борьбе с пробками, если такие действия очевидно ухудшат качество жизни граждан. 

«Мне кажется, в условиях, когда люди теряют работу и доходы в связи с закрытием предприятий и компаний, ранее работавших на российском рынке, предлагать что-то сделать платным — за гранью цинизма. Можно с таким же успехом рассмотреть вопрос экспроприации машин у граждан во имя разгрузки дорог, а что, тоже будет эффективным», — заключила эксперт.

Впрочем, без каких-то стимулирующих мер сами москвичи тоже вряд ли горят желанием пересаживаться на общественный транспорт и помогать разгрузке дорог. По данным опроса ВЦИОМ, для передвижений по городу 20,4% москвичей гораздо чаще предпочитают свои машины, ещё 25% в равной мере пользуются и личным, и общественным транспортом, что в сумме составляет около половины респондентов. В то же время подавляющее большинство россиян считают личные автомобили безусловно самым комфортным и безопасным видом транспорта. Если опираться на эти данные, перспектив для увеличения числа добровольных приверженцев автобусов и метро не очень много. Значит, для уменьшения автомобильного трафика вроде бы действительно нужны какие-то решительные меры. 

Реклама