12 августа 2022 14:38:30
Минэкономразвития обновило прогноз по годовой инфляции в России. По мнению министерства, в 2022 году она составит 14%, а не 17%, как предполагалось ранее, пишут «Известия». Большинство опрошенных изданием экспертов согласились с этим прогнозом
Более того, по мнению главного аналитика «Промсвязьбанка» Дениса Попова, при оптимистическом развитии событий уже во втором квартале следующего года инфляция в России может выйти к досанкционному прогнозу в 4%.
«Инфляция сейчас очень специфическая, — рассказал изданию «Московские ведомости» доктор экономических наук Иосиф Дискин. — Уже полтора месяца идет дефляционный спад после скачка, который привел к апокалиптическим прогнозам относительно инфляции. Но надо понимать, на что прежде всего выросли цены: они поднялись на импортные товары, поскольку не было определенности по курсу валют, понимания, можно ли будет вообще покупать эти товары, и так далее. Обычно инфляция – это налог на бедных. Но в нашем случае получилось, что это налог на средний класс. Потому что основной фокус удара инфляции пришелся именно на него, по нижней и средней его частям».
В то же время, по словам эксперта, часть российского среднего класса в этих условиях смогла нарастить доходы. Речь идет о людях, работающих в военно-промышленном, топливно-энергетическом комплексах, а также в некоторых других отраслях реального сектора экономики, которые продолжают эффективно работать сейчас.
«Однако есть сектора, где ситуация другая, она тяжелая, например, в автопроме. Поэтому можно говорить о среднем значении инфляции. Но нужно понимать, что резко выросла и дифференциация внутри среднего класса. Для одних все не так плохо, а для других – наоборот сложно», — пояснил Дискин.
При этом он отметил, что обычно государство в кризисные времена поддерживает самых бедных, и это правильно. Однако сейчас не менее важно поддерживать и средний класс, потому что именно его мнение по вопросам поддержки внешней политики России существенно влияет на социальный консенсус в стране.
«Эксперты предрекали инфляцию в 40%, но теперь ее уже не прогнозирует никто. Надо отметить, что это огромный совместный успех правительства и бизнеса, мы увидели с какой скоростью идет адаптация российского бизнеса к новой ситуации – новые рынки, логистика и так далее. И теперь уже видны и не такие темпы падения ВВП, как ранее предсказывалось. Минэкономразвития даже говорит, что к концу года может начаться рост экономики», — пояснил Дискин.
Говоря о бедных слоях населения, экономист отметил, что нынешнее падение цен наиболее сильно выражено в стоимости повседневных продуктов: «Именно в «борщевом наборе» наиболее сильно выражена дефляция, к тому же там не так сильно выросли цены».
Кандидат экономических наук Михаил Беляев считает, что пока рано говорить об улучшении ситуации с инфляцией в России: «Сейчас все говорят о дефляции, но на самом деле снижение темпов роста инфляции — еще не дефляция. На это, например, сильно влияет сезонная дешевизна плодовоовощной продукции. Полагаю, что нынешнее снижение цен происходит не от того, что внутри экономики что-то налаживается, хотя надо признать, что она устойчивая. Цены упали, потому что весной их настолько подняли, что находиться на таком уровне они попросту не могут, потому что иначе падает сбыт».
По его словам, новый прогноз Минэкономразвития о 14% инфляции против ранее прогнозируемых 17% вряд ли будет существенно ощутим. Главное, по мнению Беляева, что теперь точно не будет стремительного роста цен.