Общество
Следует ли ждать тотальной «китаизации» российского авторынка?
Фото
Московские Ведомости

Автор: Сергей Путилов

17 сентября 2022 12:34:12

1019

Китайские авто взобрались на второе место продаж в Петербурге, оттеснив давно обжившихся там южнокорейцев. Догоняя отечественный Lada Granta вторую строчку рейтинга занял китайский кроссовер Haval Jolion (+45%), производство которого не так давно было запущено в Тульской области. За ним следуют ещё два кроссовера родом из КНР: Chery Tiggo 7 Pro и Geely Collray (+66%). На фоне ухода из России мировых автолидеров, август продемонстрировал ползучую китаизацию одного из крупнейших авторынка страны — Москвы. По оценкам «Автостата», впервые в истории «легковушки» четырёх китайских брендов вырвались в лидеры продаж

Станут ли китайские авто популярнее машин отечественного производства и смогут ли потеснить прочие новые иномарки, где предел китайской экспансии? 

«Несколько месяцев подряд китайские бренды Haval и Geely лидируют по продажам на российском рынке. Например, по итогам августа реализация автомобилей этих марок составила 2 990, 1 990 единиц соответственно. Кроме того, пользуются спросом автомобили брендов Chery, EXEED и Changan. В массовом сегменте авто из Китая могут потеснить европейские автомобили, поставки которых на данный момент приостановлены. Кроме того, в августе 2022 года Haval Jolion в рейтинге наиболее популярных кроссоверов обошел представителей корейского автопрома – Hyundai Creta и Kia Seltos. Этот факт дает основание полагать, что китайские автомобили составляют серьезную конкуренцию корейским авто. Кроме того, автомобили из Китая могут в перспективе занять ниши, освободившиеся после ухода европейских брендов», — сказали «Московским ведомостям» в пресс-службе ГК АвтоСпецЦентр.

«Положительную динамику продаж в настоящее время показывают только китайские бренды. Ранее доля марок из КНР на российском рынке составляла 4–5%, в августе 2021 года этот показатель приблизился к 8%, в марте 2022-го – к 10%, а в минувшем августе уже составил 26%. Три популярных китайских бренда попали в ТОП-6 российского рынка. Примечательно, что марки из КНР продолжают сознательно избегать прямой конкуренции с АВТОВАЗом и делают ставку на маржинальные модели. В условиях рынка, испытывающего острую нехватку новых автомобилей, китайским компаниям выгоднее продавать меньше авто по более высокой цене. И все же о рекордных продажах китайских автомобилей говорить пока рано. Они не демонстрируют стабильный рост. В июне 2022 года продажи Haval и Geely снизились в 2 раза по отношению к прошлому году, а в августе 2022 объём продаж китайских автомобилей в России сократился на 27% к июлю, до 6,26 тыс. единиц. При этом за первое полугодие 2022 года в России продано более 30 тыс. китайских авто, что соответствует данным аналогичного периода прошлого года, хотя тогда этот показатель в общем объеме продаж составил лишь 4%. Китайские автоконцерны оценивают риски выпуска автомобилей в России: чтобы получить государственные льготы на территории РФ, нужен специальный инвестиционный контракт (СПИК). В связи с этим для достижения конкретных договоренностей может потребоваться не менее 2 лет», — сообщили изданию в пресс-службе ГК Автодом.

Тем не менее, многие автолюбители избалованные былым изобилием предложения уверены, что «китайское» является чуть ли не синонимом «некачественное». Как дело обстоит в действительности?

«Предубеждение по отношению к китайским автомобилям носит, в основном, иррациональный характер. Оно отсылает к оценке отечественным потребителем качества китайских товаров, поступавших на наш рынок в 80-90-х гг. Впрочем, уже тогда эти товары выигрывали конкуренцию по соотношению цена/качество. У китайцев большой потенциал для того, чтобы продолжать теснить европейские, американские  и японские марки. Но главное их преимущество состоит в том, что они готовы обеспечивать кредитную поддержку и техническое сопровождение проданных автомобилей», — поделился своим мнением с «Московскими ведомостями» Артем Клюкин, эксперт ИК «ИВА Партнерс».

И все же, ожидать, что китайцы под шумок западных санкций полностью подомнут под себя отечественный авторынок не приходится. 

«Маловероятно, что автомобили из КНР обгонят по популярности автомобили отечественного производства. Рост их покупок во многом можно объяснить импульсивностью части покупателей в связи с происходящими событиями на автомобильном рынке, опасением возможного дефицита, однако его не будет и разнообразие на отечественном автомобильном рынке сохранится. Продолжится эксплуатация имеющегося парка автомобилей разных марок, у части из них могут меняться собственники, что поддержит рынок. Постепенно наладится параллельный импорт, вырастут его объёмы, в страну будут больше поставлять автомобилей всех марок, вырастут их продажи. Отечественные производители продолжат свою работу, будут поставлять свою продукцию на рынок, они даже могут увеличить объёмы производства. Значительных потрясений на автомобильном рынке ждать не стоит, скорее всего, лидерами продаж останутся те марки, которые уже давно присутствуют в стране. Китайские автомобили в РФ могут укрепить свои позиции, но вряд ли они станут лидерами, ведь у потребителя будет из чего выбирать, а нынешнее увеличение их продаж может быть ограничено по времени. До конца года в лидеры продаж опять могут выйти те марки автомобилей, которые давно присутствуют на рынке и хорошо знакомы потребителям. Автомобили из КНР могут обогнать ряд марок по продажам в РФ и нарастить свою долю, но скорее, это могут быть не самые популярные бренды на отечественном автомобильном рынке», — отметил Дмитрий Баранов, ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент».

Реклама