Общество
Жителей Подмосковья предупредили о новой схеме обмана, когда мошенники представляются судебными приставами
Фото
пресс-служба ГУ ФССП по Московской области

Автор: Алексей Черников

03 февраля 2023 16:52:27

3433

В Главном управлении региональной безопасности Московской области со ссылкой на ГУ ФССП по региону сообщили о новой схеме мошенничества, с помощью которой у россиян похищают их денежные средства и персональные данные

Как пояснил. в ГУРБ, злоумышленники создают фиктивное уведомление о наличии задолженности, которое от имени судебных приставов присылают по электронной почте. В таких письмах содержится предупреждение о том, что за неуплату долга могут быть применены меры принуждения, такие как арест банковских счетов или имущества. Чтобы оплатить якобы существующий долг или узнать подробности о его возникновении, предлагается перейти по присланной ссылке, где будет предложено ввести данные банковской карты, или скачать вредоносный файл, при открытии которого мошенники получают доступ к персональным данным на устройстве пользователя. В ведомстве призвали граждан быть бдительными, не переходить по подозрительным ссылкам и не вводить на посторонних ресурсах свои персональные данные, в том числе сведения о картах и счетах, а также не скачивать неизвестные файлы. 

В ГУ ФССП обратили внимание на то, что электронные уведомления о задолженностях направляются гражданам лишь через их личный кабинет на портале госуслуг и в том случае, если было подано соответствующее заявление о направлении подобных документов в электронном виде. В иных случаях уведомление приходит по обычной почте. Оплатить реально существующие долги можно также на портале госуслуг или по сформированной квитанции в банке.

Так же в ГУРБ Подмосковья предупредили об участившихся случаях мошенничества с использованием СНИЛС. В управлении отметили, что страховой номер индивидуального лицевого счёта запрашивают лишь работодатели, сотрудники госучреждений для оказания государственных услуг и Пенсионный фонд при назначении пенсии, однако для этого органам власти необходимо получать письменное согласие гражданина на обработку его персональных данных. Однако мошенники используют различные способы получения СНИЛС граждан. Они могут пытаться сделать это в ходе телефонных опросов или поквартирных обходов, представляясь сотрудниками Пенсионного фонда, через фишинговые сайты или иными методами. Зная номер СНИЛС, можно оформить микрозайм или электронный кошелёк для мошеннических операций. В некоторых случаях преступники могут получить доступ и к аккаунту на портале госуслуг, если он не защищён двухфакторной аутентификацией. 

В ГУРБ призвали быть внимательными при обращении с персональными данными, не предоставлять СНИЛС кому-либо, кроме своего работодателя и сотрудников профильных госучреждений при обращении к ним за получением какой-либо государственной услуги, а также использовать двухфакторную аутентификацию при входе на портал госуслуг.

Действия от имени представителей госучреждений – популярная схема у мошенников. Так, в прошлом году подмосковная полиция задержала женщину, проникавшую в квартиру к пенсионерам под видом сотрудницы ПФР. Она предлагала заменить старые денежные купюры на новые, после чего незаметно похищала сбережения пожилых людей. В итоге злоумышленница стала фигурантом уголовного дела по ст. 158 УК РФ, кража. Позднее сотрудники уголовного розыска провели крупную операцию в Московской области и Москве, в результате которой задержали 5 человек из преступной группы, похищавшей деньги у пенсионеров. Исполнители по телефону представлялись сотрудниками полиции и Центробанка, утверждали, что банковский счёт жертвы оказался под угрозой и нужно перевести деньги с него на безопасные счета. Затем похищенные средства переводились руководителю группировки.

Как видно, все подобные схемы реализуются по похожему сценарию. Злоумышленники вызывают доверие потенциальных жертв, представляясь сотрудниками государственных структур, а затем вынуждают или убеждают следовать своим указаниям. Чтобы не стать жертвой мошенников, необходимо перепроверять информацию, не продолжать подозрительные беседы и не переводить деньги на неизвестные счета, а также не переходить по посторонним ссылкам из электронных писем и мессенджеров. Также стоит помнить о том, какие действия реально могут предпринимать настоящие госучреждения. Например, в Центробанке неоднократно напоминали, что сотрудники этого ведомства никогда не обзванивают граждан и не рассылают им никаких писем, а также не отправляют в мессенджерах копии своих служебных документов. Это не относится к задачам Банка России. Таким образом, если бы граждане обладали данной информацией или перепроверяли то, что им говорят мошенники по телефону, потери средств и других проблем можно было бы избежать.

По словам адвоката Матвея Черепкова, официальные учреждения никогда не связываются с гражданином через мессенджеры, а на почту обычно приходит лишь уведомление с официального портала, например, портала госуслуг. 

«Если что-то подобное пришло в мессенджере, на 90% это мошенники. Просто не надо открывать какие-то ссылки, ничего никому отправлять. Если есть какая-то задолженность, её наличие всегда можно проверить на портале госуслуг или на официальном сайте службы судебных приставов», — рассказал юрист. 

Правозащитник добавил, что, даже если человек не стал жертвой мошенников, но получил подозрительное сообщение явно мошеннического характера, стоит обратиться в правоохранительные органы. 

«Конечно, долг каждого гражданина – сообщить о готовящемся преступлении, а такие письма от фейковых приставов – это как раз готовящееся преступление. Другой вопрос, насколько эффективной будет реакция. Правоохранительные органы обязаны обработать каждое такое сообщение, но вы представьте себе масштабы, сколько таких попыток обмана происходит. Вряд ли возможно эффективно отработать по каждому такому сообщению. Но если человек с правильной гражданской позицией, ему, конечно, стоит полицию о таких фактах уведомить», — заключил адвокат.

Реклама