25 февраля 2023 09:51:03
Часто в соцсетях можно видеть, как люди напоказ выкладывают чуть ли не каждое событие своей жизни, не только важное, но и обыденное. Более того, они соревнуются, у кого лучше автомобиль, дороже одежда, хвастаются своим времяпрепровождением и так далее
Клинический психолог и основатель академии «ТРИЭТТА» Валерий Ивановский в интервью «Московской газете» рассказал, почему так происходит.
Он отметил, что люди испытывают три уровня потребностей. Биологические или материальные потребности занимают самый низший уровень, далее идут социальные потребности, а на вершине пирамиды стоят потребности духовные. Причем перейти к более высшему уровню потребностей невозможно, не удовлетворив нижестоящий.
Когда люди удовлетворили свои биологические потребности, которые связаны с обеспечением себя материальными благами, они переходят на уровень удовлетворения социальных потребностей. По словам Валерия Ивановского, социум учит нас, с одной стороны, жертвенности для общего блага, а с другой, приучает человека к мысли, что «мерилом полезности, результативности твоих действий должна быть удовлетворённость как можно большего числа людей вокруг тебя».
Так происходит в любой социальной иерархии, в том числе и у обезьян, где в стаях главенствует альфа-самец и несколько других самцов ниже рангом. Они получают все лучшее. Однако это дается им не просто так, а потому что вносят наибольший вклад в обезьяний социум, обеспечивая стабильность и жизнеспособность стаи.
В человеческом обществе происходит тоже самое. Однако, по словам психолога, человеческая социальная иерархия гораздо сложнее, чем у животных. Поэтому часть людей начинает показывать дорогие материальные блага другим, чтобы подтвердить свою принадлежность к группе альфа, каковыми они на самом деле не являются.
Такой человек, как отмечает эксперт, «не может или не хочет вносить вклад в социальное, но он хочет демонстрировать то, что он якобы находится на значимой ступени в этой иерархии, для того чтобы, например, суметь удовлетворить свои комплексы, свои страхи, свою заниженную самооценку, свой дефицит любви и уважения со стороны окружающих».
Доходит до того, что такие люди приобретают в кредит дорогие вещи, ради демонстрации своего социального превосходства. Это некое самоврачевание, когда человек через демонстрацию дорогих предметов, пытается доказать миру, что он хороший и заслуживает этих материальных благ, поясняет Валерий Ивановский. Однако, по словам психолога, это опасная практика, потому что страх разоблачения «только усугубляет тревогу, неуверенность человека и заставляет его бесконечно потреблять, бесконечно желать все более дорогих вещей».
К слову, этим пользуются и мошенники, которые зная такую особенность общества, могут демонстрировать шикарную жизнь ради обмана и получения от других людей материальных выгод.
Чаще всего люди, которые перешли от материальных и социальных потребностей к удовлетворению потребностей духовных, они уже не стремятся никому ничего доказывать и показывать, а напротив отказываются от излишнего употребления. Они носят простую и недорогую одежду, не ездят на дорогих авто, и тем более не пытаются это публично демонстрировать, говорит специалист, причем, делается это не напоказ, а просто потому, что у таких людей в подобном поведении уже нет никакой необходимости.