08 марта 2023 16:13:58
Рост объема продаж легковых автомобилей в Китае не повлияет на стоимость машин из КНР в России, считают эксперты-собеседники издания «Московские ведомости»
Сегодня Китайская ассоциация легковых автомобилей опубликовала данные о том, что в феврале продажи авто в Поднебесной выросли более чем на 10% относительно февраля 2022 года, и на почти 9% по сравнению с январем 2023 года. Общий объем проданных в феврале машин составил 1,4 млн штук. За прошлый год в КНР было продано почти 27 млн единиц авто, это на 2,1% больше показателя 2021 года.
При этом отмечается, что сейчас спрос на автомобили в Китае растет после падения из-за пандемии, а также ряда внутренних ограничений, таких как отмена налоговых преференций для покупателей машин и субсидий на приобретение электромобилей.
«Увеличение продаж машин внутри Китая напрямую на российский рынок не повлияет, поскольку экспортная политика в КНР стоит отдельно от внутренних продаж. У китайских компаний, поставляющих авто на экспорт, есть определенные государственные субсидии, поэтому они будут продавать свои машины в Россию – это выгодно. Однако внутрикитайский спрос на автомобили растет и на данный момент он не удовлетворен. Исходя из этого, я полагаю, что нам не стоит ждать от китайцев каких-либо ценовых преференций на поставляемые в Россию машины, как этого не было и раньше», — рассказал главный редактор журнала «За рулём» Максим Кадаков.
В то же время производители авто из КНР продолжат активную экспансию российского рынка, считает кандидат экономических наук Михаил Беляев:
«Китайцы быстро откликаются на экономические изменения. Сейчас они видят, что российский авторынок испытывает дефицит, это касается и количества машин и их разнообразия. Поэтому они и дальше будут активно продвигать свою продукцию у нас, занимая освободившуюся нишу. Результаты этой деятельности хорошо видны. Если пару лет назад мы знали лишь несколько марок китайских авто, то теперь на улицах можно увидеть гораздо больше машин разных марок из КНР. Более того, отношение россиян к машинам из Китая изменилось. Сейчас уже гораздо меньше предубеждений о том, что это некачественная техника, эти машины весьма активно покупают».
По его мнению, рост продаж автомобилей в Китае не спровоцирует рост их стоимости для российского потребителя. Но и рассчитывать на снижение цены россиянам тоже не стоит.
«Китайцы вообще всегда позиционировали свою продукцию как конкурентоспособную, а сейчас – тем более. Поэтому не стоит ожидать, что ради завоевания российского рынка они пойдут на снижение цен, демпинг и так далее. Этого точно не будет. КНР вообще себя в экономической сфере считает равноправным партнером, у которого нет мотивов для работы на рынках по сниженным ценам», — пояснил Беляев.
К слову, в прошлом году в РФ было продано 687 тыс. новых авто, что почти на 60% ниже показателя 2021 года. В ТОП-10 самых продаваемых в России новых машин попали три китайские марки: это: Chery (6 место), Haval и Geely (8 и 9 места соответственно). Общий объем продаж только этих трех марок китайских авто составил 96,5 тыс. штук, то есть 14%.
Несмотря на падение российского авторынка в 2022 году, в нынешнем году его может ожидать небольшой рост в том числе и за счет начала производства китайского автомобиля Каи на заводе в Калининграде.
Ранее «Московская газета» писала о том, что российский авторынок может изменить траекторию развития в 2023 году.