Экономика
Экономист рассказал, что даст людям растущая конкуренция среди банков
Фото
Московские Ведомости

Автор: Андрей Мединский

23 апреля 2023 13:34:23

670

Растущая банковская конкуренция приведет к появлению новых продуктов и новым возможностям виртуального обслуживания клиентов за счет внедрения искусственного интеллекта, рассказал изданию «Московские ведомости» кандидат экономических наук, эксперт Ассоциации по развитию финансовой грамотности Михаил Беляев

Сегодня руководитель консалтинговой компании «Яков и Партнеры» Яков Сергиенко высказал мнение о том, что в ближайшем будущем конкуренция банков за клиентов усилится, что приведет к появлению новых сервисов и снижению стоимости банковских продуктов. При этом ранее экономист Константин Селянин в комментарии изданию iView сказал, что для российских банков «лимит сколько-нибудь надежных заемщиков практически исчерпан», а это означает, что они будут все сильнее конкурировать за новых платежеспособных клиентов.

«Банковская конкуренция за клиентов растет, она есть сейчас и будет только усиливаться. На выбор банка влияет два основных фактора. Первый – это надежность и устойчивость банка. Второй – стоимость его услуг, в том числе величина процентных ставок по кредитам и депозитам. Однако трудно говорить о первом факторе, когда в банковской системе примерно половину занимает «Сбербанк», а остальной удельный вес распределен между несколькими крупными игроками. Что же касается стоимости основных банковских продуктов, то зачастую сравнительно небольшие игроки банковского сектора именно этим и привлекают новых клиентов. Полагаю, что при выборе банка люди с большими деньгами в первую очередь смотрят на надежность, тогда как клиенты с небольшими доходами и сбережениями могут рискнуть и иметь дело с менее крупными банками. В любом случае, конкуренция в части привлечения клиентов выгодными процентными ставками и пониженной стоимостью услуг есть сейчас и сохранится в будущем», —  отметил Михаил Беляев.

Эксперт назвал еще два фактора, которые влияют на выбор банка.

«Несколько лет назад было проведено исследование, которое показало, что люди при выборе банка для обслуживания часто руководствуются его близким расположением к дому. Второй момент, который влияет на выбор, – скорость ответа на запрос клиента. Выяснилось, что люди часто предпочитают иметь дело с тем банком, который первым откликнулся на их запрос. Однако нужно понимать, что с развитием виртуального банковского обслуживания эти два параметра будут иметь все меньшее значение», — пояснил Беляев.

Исходя из этого, экономист предположил, как будет развиваться сфера банковских услуг в обозримом будущем.

«Во-первых, мы уже сейчас видим, что российские банки все больше внедряют дистанционное обслуживание клиентов, люди постепенно привыкают к этому. К тому же новые поколения гораздо лучше воспринимают такое виртуальное взаимодействие с банком и предпочитают совершать операции и получать банковские услуги без посещения банковских офисов. Во-вторых, в этой сфере появляется все больше так называемых гибридных продуктов, когда банки начинают предоставлять услуги, напрямую не связанные с традиционной банковской деятельностью. Например, соединяют свои услуги с торговлей, страхованием, туристическим бизнесом. Полагаю, что крупные банки будут в этом между собой конкурировать. Напомню, «Сбербанк» уже сейчас активно продвигает экосистему, которая заключается в том, что в его поле зрения попадают разные связанные с деньгами области. Банк суммирует их, анализирует поведение клиента и прочерчивает для него некий финансовый путь, как консультант. Иными словами, если раньше, образно говоря, банк смотрел в зеркало заднего вида, оценивая клиента, то теперь он включил навигатор, чтобы прочертить для него оптимальный маршрут. В результате банк предоставляет широкий спектр консультационных услуг. Например, сообщает, когда платить налоги, где выгоднее приобрести товар, напоминает о платежах и предлагает разного рода банковские продукты. Пока это кажется фантастикой, но эта экосистема широко обсуждается, а значит в перспективе она будет внедряться, и банки будут конкурировать между собой в этой части», — добавил Беляев.

Ранее «Московская газета» писала о том, почему к концу года ключевая ставка Центробанка может быть снижена до 6%.

Реклама