Общество
Для чего власти Москвы хотят повысить популярность велопроката
Фото
Московские Ведомости

Автор: Алексей Черников

28 мая 2023 19:48:28

1593

В Москве этим летом стартует акция, в ходе которой обладатели безлимитных проездных на общественном транспорте смогут бесплатно брать на прокат велосипеды сервиса «Велобайк». Нововведение в своём telegram-канале анонсирует мэр столицы Сергей Собянин. Он уточнил, что длительность одной бесплатной поездки не должна превышать 30 минут, однако количество поездок в день не ограничено

Общее число поездок составит от 60, если абонемент оформлен на месяц, до 390 при оформлении годового абонемента. Воспользоваться бесплатным велопрокатом смогут лица, у которых есть право на бесплатный проезд в общественном транспорте по карте «Тройка» или социальной карте москвича. Для проката станут доступны любые велосипеды сервиса «Велобайк», кроме самых новых электровелосипедов 2.0. Для участия в акции нужно будет привязать «Тройку» или карту москвича к своему личному кабинету в приложении «Метро Москвы». Градоначальник отметил, что таким способом власти хотят повысить популярность этого вида транспорта и принести дополнительную пользу экологии мегаполиса. 

В беседе с изданием «Московские ведомости» ведущий эксперт Центра социальных исследований и технологий РГСУ, экс-глава муниципального округа Тверской Яков Якубович в целом позитивно оценил инициативу столичной мэрии. 

«Москвичам дарят бесплатные поездки на прокатных велосипедах сервиса «Велобайк». Однако воспользоваться подарком смогут далеко не все. Получить бесплатные поездки на прокатных велосипедах смогут только обладатели абонементов на картах «Тройка» или карт москвича (только студенты и учащиеся, как пояснили на горячей линии). Для этого надо привязать свою карту в приложении «Метро Москвы». Дата старта акции тоже пока неизвестна. Карту москвича привязать у меня не получилось, а девушка-бот на горячей линии пояснила, что эта функция не реализована. Также было непонятно, кто именно из обладателей карты москвича может воспользоваться бесплатно велобайком. Та же девушка ответила, что воспользоваться акцией смогут только учащиеся и студенты. «Льготников» постарше московские власти, вероятно, среди велосипедистов не видят, — рассказал Якубович. — Я передвигаюсь по городу, в основном, на велосипеде. Их у меня несколько, выбираю тип в зависимости от характера поездки. Побольше и с широкими колесами — для плохих дорог и леса, универсал — для поездок в университет или на встречи по городу, маленький складной — для мультимодальных поездок на общественном транспорте. Никогда не пользовался велобайком — практически не было надобности. Однако не сомневаюсь, что многие «льготники» давно задумывались об этом. Например, таковые есть среди «Почетных доноров», у которых проезд по городу бесплатный. Конечно, 2075 рублей за сезон заплатить можно, и сумма, в целом, небольшая. Но чисто психологически неохота тратить деньги на то, чем воспользуешься пару раз».

По словам эксперта, при введении бесплатных поездок на прокатных велосипедах увеличиваются шансы на то, что сервисом воспользуется больше москвичей. Соответственно, уменьшится нагрузка на общественный транспорт и число личных авто на дорогах. Эксперт добавил, что, поскольку пока акция только проанонсирована, и её механизм, вероятно, дорабатывается, он направил Сергею Собянину обращение с предложением расширить право бесплатного велопроката на пенсионеров, членов многодетных семей, почётных доноров и других граждан, пользующихся бесплатным проездом в общественном транспорте. Текст этого обращения есть в распоряжении редакции. 

«Такой шаг представляется электорально одобряемым, особенно среди льготных категорий москвичей. В связи с чем прошу Вас считать моё обращение наказом накануне предстоящих выборов мэра Москвы. <…> Прошу Вас, уважаемый Сергей Семенович, дать поручение соответствующим функциональным и отраслевым подразделениям правительства Москвы рассмотреть возможность распространения (расширения) акции «Бесплатные поездки на велобайке», анонсированных в СМИ и на официальных ресурсах мэра и правительства Москвы, на льготные категории москвичей, обладающих правом на бесплатный проезд, включая пенсионеров, почетных доноров России и Москвы, членов многодетных семей и других. В случае наличия такой возможности — реализовать ее. Надеюсь на положительное решение», — говорится в обращении. 

Журналист «Московских ведомостей» позвонил в службу поддержки «Велобайка» и поинтересовался, какие существуют ограничения в акции по предоставлению бесплатного проката. Оператор ответил, что пока, к сожалению, такой информации нет, а когда она появится, с ней можно будет ознакомиться на сайте и в приложении.

В России поездки на обычных и электрических велосипедах набирают популярность. По прогнозу консалтинговой компании Б1, к 2026 году объём рынка кикшеринга в России может достичь 96 млрд рублей. Уже сейчас многие компании расширяют сеть проката, в том числе в Санкт-Петербурге, Подмосковье и Москве. Сервис «Велобайк», наиболее крупный из работающих в столице, в текущем сезоне выведет на линии около 3000 новых электровелосипедов. Опираясь на опыт многих европейских стран, таких как Германия, Швейцария и Нидерланды, эксперты предполагают, что велосипеды в качестве транспорта для внутригородских поездок в России ждёт большое будущее. Издатель проекта «Трушеринг» Юрий Николаев считает высокой вероятность того, что велосипеды с электродвигателем в российских городах через некоторое время не будут уступать по популярности электросамокатам. Представитель компании Whoosh, развивающей свою сеть велопроката, Юлия Камойлик рассказывала, что для нужд жителей мегаполиса компания начала закупать специальные модели электровелосипедов, небольшие по габаритам и с низкой рамой, которые на парковке будут занимать совсем немного места. Сейчас проект развивается в Петербурге, а по итогам наступающего летнего сезона может быть принято решение и о работе Whoosh в Москве. Мэр Сергей Собянин также пообещал, что в 2023 году в столице откроется ещё 28 станций велопроката.

Аналитики отмечают, что взлёт популярности электровелосипедов – мировая тенденция, охватывающая не только США и Евросоюз, но даже сравнительно бедные страны Африки. Такой вид транспорта не наносит вреда экологии, занимает минимум места на дороге и позволяет достаточно быстро преодолеть расстояние в самом популярном у городских жителей диапазоне 5-10 км. Опыт американского Денвера и других городов показывает, что льготы на покупку или аренду электровелосипедов повышают спрос на их использование. Правда, для безопасного использования велосипедов необходимо строительство соответствующей инфраструктуры. Однако в Москве появляются не только новые станции проката, но и велодорожки. Также электровелосипеды подпадают под определение средств индивидуальной мобильности, для которых в ПДД с недавних пор предусмотрен отдельный раздел. На СИМ нельзя передвигаться быстрее 25 км/ч, в непредназначенных для этого местах и в состоянии алкогольного опьянения. Все эти правила также должны способствовать повышению безопасности пользователей нового вида транспорта. Учитывая, что одной из целей своего развития Москва ставит сохранение благоприятной окружающей среды, акции по привлечению внимания к велопрокату выглядят логичной и своевременной мерой, особенно если будут учтены вышеуказанные недочёты.

Реклама