Политика
Помогут ли цены на бензин переизбраться Байдену на второй срок?
Фото
Scott Olson/ Getty Images

Автор: Алексей Черников

29 июня 2023 13:13:42

2297

Коммерческие запасы нефти в США за неделю снизились на 9,6 млн баррелей. Об этом сообщило Минэнерго страны. Как уточнили в ведомстве, текущий показатель на 7% ниже среднего значения за последние пять лет, характерного для данного времени года

Снижение запасов топлива в США было ожидаемым, поскольку сезон отпусков отличается повышенным спросом со стороны автомобилистов. А вот реакция мировых рынков на опубликованную отчётность оказалась практически нулевой, хотя обычно нефть реагирует на подобные новости подорожанием. 

Глава отдела экономического и отраслевого анализа Промсвязьбанка Евгений Локтюхов объясняет, что трейдеров сегодня волнуют совсем другие проблемы. Дело в том, что крупнейшие западные финансовые регуляторы ФРС США и ЕЦБ сообщили о намерениях снова повысить ключевую ставку в недалёком будущем для дальнейшего торможения инфляции, что повышает риск рецессии. Поэтому инвесторы опасаются грядущего падения спроса на углеводороды. Не добавляет оптимизма и неуверенное восстановление китайской экономики после затяжного ковидного локдауна. Поэтому нефтяные цены остаются в районе $70 за баррель и в любой момент могут продолжить снижение, несмотря на усилия ОПЕК+ поддержать цены посредством манипуляций с уровнем добычи.

В то же время в самих США стоимость топлива стала одним из важнейших внутриполитических факторов в преддверии президентской кампании 2024 года. Доктор экономических наук Владимир Васильев отмечал, что в прошлом году цены на бензин сыграли значимую роль на выборах в Конгресс. Президентская администрация незадолго до голосования задействовала стратегические топливные резервы для того, чтобы снизить цены на АЗС. Васильев назвал происходившее в США «бензинным голосованием» и пояснил, что у абсолютного большинства американцев есть личные автомобили, и многие их активно используют. Более того, на собственном транспорте граждане нередко добираются до избирательного участка в день выборов, поэтому текущая стоимость топлива может стать ключевым аргументом в момент голосования. Скольких граждан США убедила топливная политика Байдена, сказать сложно, однако в итоге демократы на выборах в Конгресс показали значительно лучший результат, чем ожидалось. В Палате представителей республиканцы вместо разгромной победы смогли получить лишь минимальное большинство, а в Сенате, чьё мнение крайне важно при проведении президентских законопроектов, Демпартия укрепила свои лидирующие позиции. 

Замгендиректора Института национальной энергетики Александр Фролов отметил, что этот же фактор будет оказывать определённое влияние и на президентскую кампанию. С 2021 года администрация США несколько раз выводила на рынок значительные объёмы нефти из стратегических резервов, чтобы сдержать рост мировых и внутренних цен. По словам Фролова, несмотря на высокий уровень расходования, у Соединённых Штатов сохраняются впечатляющие объёмы нефти в резерве, равные всей мировой добыче за 3-5 суток. Поэтому в нужный момент, если понадобится, у властей есть определённые инструменты для снижения внутренних цен. 

Политическая важность цен на топливо подтверждается и тем, что этот вопрос регулярно и публично обсуждается на высшем уровне. Сам Джо Байден объяснял согражданам, что прошлогоднее подорожание топлива было «побочным эффектом» помощи Киеву. Американский лидер обозначал снижение цен на топливо в качестве одной из целей своих международных поездок и призывал владельцев автозаправок отказаться от чрезмерного завышения цен. Эти усилия вкупе с мировой конъюнктурой дали свои плоды. Стоимость топлива в США начала падать с июля прошлого года и с экстремальных значений в более чем 5$ за галлон упала примерно до $4 к концу лета. К весне 2023 года бензин в среднем стоил менее $3,5 за галлон, что уже можно считать вполне приемлемым уровнем. Аналитики опасались, что сезон летних путешествий приведёт к повторению прошлогодней ситуации с резким взлётом топливных цен. Однако, как стало понятно к концу июня, эти ожидания оказались чересчур пессимистичными. Во-первых, мировые цены на нефть, как уже говорилось выше, остались сравнительно низкими. Во-вторых, летний сезон в последнее время оказывает всё меньшее влияние на динамику цен на топливо. Это объясняется заметным повышением энергоэффективности современных автомобилей и самолётов. Летом спрос на перевозки возрастает, но каждое отдельное транспортное средство потребляет меньше топлива, чем прежде, благодаря чему эффект повышенного спроса сглаживается.

Ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков предупреждал, что американцы ещё могут столкнуться с заметным подорожанием бензина. К этому могут привести всё ещё незавершённая перестройка энергетических рынков и уход привычных поставщиков. Ведь в прошлом нефть в США поступала в том числе из Венесуэлы и России, однако оба нефтедобытчика оказались под санкциями. Поэтому США приходится искать новых поставщиков, а часть собственных американских мощностей работает на обеспечение топливом Европы, столкнувшейся с теми же проблемами. Впрочем, по словам Юшкова, если рост стоимости топлива и произойдёт, он вряд ли окажется затяжным, и ситуация должна стабилизироваться в течение нескольких месяцев. 

Такая ситуация оставляет руководству США достаточно времени для манёвров на топливном рынке. Конечно, исход президентских выборов 2024 года зависит далеко не только от этого. Достаточно сказать, что республиканцы пока даже не определились со своим кандидатом, поскольку партийные праймериз ещё впереди. У демократов ситуация более определённая. Джо Байден подтвердил, что будет выдвигать свою кандидатуру, а действующему президенту при его желании пойти на второй срок однопартийцы не отказывают. Политолог-американист Малек Дудаков считает, что от республиканцев на выборы снова пойдёт Дональд Трамп, и по составу претендентов повторится ситуация 2020 года. При этом у Трампа увеличивается число проблем с законом, поэтому эксперт не исключил переизбрания действующего президента. И при грамотном использовании имеющихся рычагов влияния на энергорынок «бензинное голосование», вероятно, снова может сыграть в пользу демократов.

Реклама