Общество
Как воспитать гения? Психологи рассказали о феномене гениальности и можно ли распознать его в ребёнке
Фото
Московские Ведомости

Автор: Светлана Андросова

01 октября 2023 13:35:37

695

Гениев по определению не может быть много. Но всегда хочется, чтобы такой человек родился и вырос именно в вашей семье. Впрочем, примеры многих гениальных учёных, писателей и композиторов свидетельствуют о том, что с ранних лет понять, что человек гениален, очень сложно, если вообще возможно. Помогать развитию какого-то таланта, конечно, можно и нужно, но никогда нельзя быть уверенным в том, какой конечный результат это даст. Возможно ли выявить гениальность ребёнка и как можно помочь человеку реализовать свой выдающийся потенциал?

Клинический психолог, основатель академии «ТРИЭТТА» Валерий Ивановский отмечает, что гениальность – это достаточно умозрительная субстанция, которую нельзя определить по формальным критериям, назвав её количественные и качественные характеристики. Признать человека гением может лишь общество, когда оценит совершённые им открытия и достижения. Но для этого должно пройти какое-то время. 

По словам психолога, нет каких-то конкретных физиологических признаков, которые можно было бы назвать предпосылками гениальности. Гении есть среди мужчин и женщин, людей разной расы, национальности, характера и телосложения. Однако любому гению присущи эрудиция, образованность и беззаветная преданность своему предмету. Гений всегда увлечён той деятельностью, в которой он преуспевает, посвящает ей всё своё время и проносит через всю жизнь. В науке гением становится один из тысяч, но эти тысячи учёных также вносят свой вклад в те открытия и прорывы, которые в конечном итоге совершит кто-то один или несколько человек. 

Валерий Ивановский констатирует, что в ребёнке заранее распознать будущего гения вряд ли возможно. Психолог сравнивает ребёнка с чистым листом бумаги, на котором впоследствии может быть написано что угодно: от самого заурядного текста до гениального произведения. Специалист также проводит аналогию со спортом. Любой человек, если у него нет серьёзных физиологических дефектов, может выполнить несложные физические упражнения, но олимпийскими чемпионами становятся единицы. Также и с любой другой сферой деятельности: достичь каких-то успехов может почти любой, но гениями в масштабах всего человечества могут стать лишь десятки или сотни. Однако родители и педагоги играют решающую роль в том, каких успехов может достичь ребёнок. 

Клинический психолог отмечает, что дети – строительный материал, и что будет построено из этого материала, зависит от среды, в которой растёт ребёнок, и от того, смогут ли окружающие его взрослые привить ему тягу к знаниям, любовь к труду, пытливость и настойчивость. Если эти качества удастся приобрести и сохранить, можно с уверенностью говорить о том, что человек достигнет большего, чем многие другие. И лишь при наличии таких качеств появляется некоторая вероятность того, что человек станет гением.

Педагог-психолог Светлана Якушева объясняет, что не очень сложно даже у маленького ребёнка выявить признаки будущего таланта. Обычно детям какие-то занятия нравятся больше, чем другие, и именно в этой деятельности ребёнок демонстрирует наибольшую заинтересованность и тягу к новым свершениям. Но изначальные способности задают лишь верхнюю планку того, что человек может достичь в будущем. А то, достигнет он этой планки или остановится раньше, зависит от учителей, которые смогут или не смогут правильно развить имеющиеся способности. Кроме того, нередки случаи, когда в более раннем возрасте ребёнок в чём-то значительно превосходит своих сверстников, но в последствии его развитие замедляется и сравнивается со средним уровнем. 

«С другой стороны, ребенку может не хватить необходимых волевых качеств, что не даст потенциальным талантам развиться», — добавляет Якушева. 

По словам эксперта, ранняя гениальность с возрастом может получить дальнейшее развитие и привести человека на вершину в своём деле, но возможен и другой сценарий, когда во взрослой жизни способности человека останутся выше среднего уровня, но каких-то выдающихся успехов он не добьётся. 

«Совет, который можно дать родителям: не нужно замыкаться на какой-то одной способности, а дать ребенку возможность развиваться всесторонне», — резюмирует Светлана Якушева.

Аналитический психолог Татьяна Дужарь называет гениальность высшим уровнем развития способностей. Она напомнила о формуле другого отечественного психолога Владимира Дружинина, который определял гениальность как сочетание высокого интеллекта, развитых креативных способностей и активных психических процессов. По словам Дужарь, гении обладают нестандартным восприятием, позволяющим усматривать глубину и сложность в простых, на первый взгляд, вещах. Эксперт объясняет, что люди признают гениев не по качеству исполнения того, что они делают, а по воздействию результатов их труда на общество. Гениальные достижения вдохновляют миллионы людей вне зависимости от их национальности, мировоззрения и других различий, стимулируют других к познанию нового и самосовершенствованию. К признакам гениальности Дужарь относит непредсказуемость, выраженную в хорошем контакте с интуицией, готовность к риску, настойчивость, способность к высокой концентрации, страсть и даже одержимость идеей, преданность своему делу:

«Обстоятельства в мире, недостаток знаний относительно важного явления, переломные моменты в истории — это может служить дополнительным катализатором для гения, чтобы найти в себе силы изменить мир к лучшему и наполнить его недостающей информацией». 

При этом гений — это всегда трудоголик, который стремится создать уникальное и верит в свою идею, отмечает специалист.

«Если вы чувствуете, что внутри вас или вашего ребенка теплится потенциал, есть много передовых, насыщенных и важных мыслей, которыми хочется поделиться с миром, не игнорируйте это побуждение», — призвала психолог. 

Дужарь советует внимательно наблюдать за ребёнком и анализировать то, чем ему нравится заниматься. Если в какой-то сфере ребёнок значительно превосходит своих сверстников, очень любит заниматься определённым делом, тянется к новой информации, умеет ясно её излагать и находить ей практическое применение, всё это может оказаться признаками если не гениальности, то выдающегося таланта. Эксперт советует создавать все условия для развития таких детей, в зависимости от конкретной ситуации вовлекаться в совместную деятельность или давать возможность заниматься любимым делом самостоятельно, чтобы потенциал мог получить реальное продолжение.

Доктор психологических наук, руководитель магистратуры «Нейродефектология», профессор кафедры специального дефектологического образования Московского института психоанализа Татьяна Визель подчёркивает, что одарённость и гениальность – это не одно и то же. Гениальность можно назвать крайней степенью одарённости, при этом гении зачастую настолько погружены в свой предмет и увлечены им, что некоторые психологи называют гениальность состоянием, близким к помешательству. Одарённость – категория менее экстремальная, и обычно выражается в том, что развитие ребёнка не соответствует устоявшимся возрастным нормам. Такие дети очень любознательны, постоянно задают вопросы об устройстве тех или иных вещей, ищут нестандартные решения обычных задач и тянутся к новой информации. Одарённый ребёнок нередко отличается бурной фантазией и чувством юмора. 

Но Татьяна Визель отмечает, что воспитывать одарённого ребёнка совсем не просто. Такие дети могут экспериментировать с разными вещами, что приводит к их поломкам, стремиться к иному, чем у большинства детей, режиму дня, быть привередливыми в еде и хотеть делать многое по-своему, а не так, как привыкли или считают правильным родители. Кроме того, в школе детям, уже достигшим значимых успехов в обучении, становится скучно, особенно когда учителя дают готовые ответы там, где ребёнку хочется дойти до правильного результата самому. Следствием этого может быть либо замедление развития, приводящее ребёнка к среднему уровню, сравнимому со сверстниками, либо различные девиации в поведении, грозящие негативными последствиями для физического или психического здоровья. 

«Одаренные дети также, как и все остальные, остро нуждаются в тепле, любви, оценке их способностей. Родители и общество должны понять, что необходимо способствовать развитию в ребенке его лучших качеств и раскрытию его индивидуальности. Эрик Эриксон, изучавший закономерности психосоциального развития личности, утверждает, что первые основы здоровой личности закладываются доверительными отношениями, развивающимися в первые два года жизни между ребенком и матерью, или тем, кто ее заменяет. Тепло этого общения говорит ребенку, что мир в целом добр, а окружение безопасно и приятно. Ребенок как бы делает вывод: мне рады, мои потребности будут удовлетворены, здесь для меня есть место», — объясняет нейродефектолог. 

Татьяна Визель добавляет, что согласно данным современных исследований научно одарённых людей становится больше, чем художественно одарённых. Соответственно, отвечающее за логическое мышление левое полушарие мозга у людей развивается более быстрыми темпами, чем эмоциональное правое полушарие. По всей видимости, такова закономерность процесса эволюции. При этом какие-то конкретные причины, приводящие к одарённости или даже гениальности людей, наука не зафиксировала. Посмертные исследования мозга людей, признанных гениями, никаких принципиальных отличий не выявили. 

«Остается сделать вывод, что одаренность – это врожденная склонность к чему-либо, более высокая готовность тех или иных частей мозга познавать и перерабатывать именно эти, а не другие явления мира и именно так, а не иначе», — резюмировала Татьяна Визель. 

Зато все эксперты сходятся во мнении, что гении нужны миру и человечеству, ведь их открытия и свершения не только ценны сами по себе, но также задают некое направление, в котором должно двигаться общественное развитие.

Реклама