Экономика
Почему Россия кредитует другие страны на 1,4 трлн рублей при собственном дефиците бюджета
Фото
Московские Ведомости

Автор: Андрей Мединский

13 октября 2023 17:26:34

449

Согласно проекту бюджета на ближайшие три года Россия выдаст займы другим странам на общую сумму в 1,4 трлн рублей. При этом, напомним, что на текущий года в РФ запланирован дефицит собственного бюджета в 2,9 трлн рублей. О том, почему в таких условиях Россия продолжает кредитовать другие страны, «Московским ведомостям» рассказал кандидат экономических наук Михаил Беляев

«Внешнеэкономические связи, особенно в момент их переориентации на выстраивание отношений с новыми партнерами, — это многоаспектная деятельность. В том числе, одним из важных компонентов этого процесса можно назвать государственное кредитование дружественных стран. Тут можно выделить несколько форм таких заимствований. Это может быть кредит в чистом виде, когда государство получает от России деньги в долг для решения своих проблем. Но кредитование может быть и неотъемлемой частью внешнеторговой деятельности. Потому что, когда мы развиваем внешнюю торговлю с новыми партнерами, многие из которых не обладают мощными экономиками, им нужно дать возможность приобретать российскую продукцию. Наконец, это могут быть и инфраструктурные вложения. К примеру, такие кредиты выдаются, когда Россия строит на территории какой-то страны атомную электростанцию. В таком случае государство-партнер получает займ на это строительство, а потом «Росатом» долгие десятилетия обслуживает эту станцию. Конечно, у России хватает собственных проблем. Но это кредитование нацелено в будущее и способно обеспечить стабильные внешнеэкономические связи с развивающимися странами на длительный период», — рассказал Михаил Беляев.

Слова эксперта подтверждаются и обоснованием Минфина о необходимости столь крупных заимствований. Так, в пояснительной записке к проекту бюджета указано, что выдача займов другим странам направлена «на завершение действующих проектов и выполнения РФ принятых обязательств в рамках действующих межправительственных договоренностей, а также в целях оказания государственной финансовой поддержки экспорта промышленной продукции в отраслях, где сохраняется высокий уровень конкурентоспособности отечественной продукции».

В то же время Минфин планирует, что за три года из общей суммы заимствований России будет возвращено чуть более 99 млрд рублей. 

Однако, по словам доцента кафедры государственных и муниципальных финансов РЭУ им. Г.В. Плеханова Аллы Чаловой, возврат кредитов, выданных Россией другим странам, существенно отстает от плана. Так, в прошлом году в РФ вернулась лишь четверть средств от запланированного объема.

«Наши зарубежные заемщики плохо возвращают российские кредиты, потому что у них пока может не хватать на это собственных ресурсов. Но если выдавать им деньги для развития экономики, то за счет этого роста они будут обретать и возможность возвращения долгов. Хотя это, конечно, процесс длительный», — пояснил экономист Беляев.

В свою очередь кандидат экономических наук Константин Селянин отметил риски подобного рода крупных заимствований.

«Само по себе государственное кредитование реализации каких-то крупных проектов в других странах это нормальная практика. Но нужно смотреть на реальные цели, а не декларируемые. Для того, чтобы это определить, нужно анализировать технико-экономические обоснования конкретных проектов. Мы помним, например, что Россия списала африканским странам 23 млрд долга. Очевидно, что эти деньги когда-то выделялись на проекты, которые так и не были реализованы. При этом в условиях собственного дефицита бюджета, понятно, что сумма, которую РФ планирует занять другим странам, могла бы существенно снизить нехватку средств в собственном бюджете. Поэтому возникает вопрос, чем будут компенсированы эти деньги в российском бюджете», — высказал мнение экономист.

В обосновании списания странам Африки долга в 23 млрд долларов ранее разбирались журналисты «Московской газеты».

Реклама