Общество
От Дагестана до Тамбова: дороги становятся качественнее и безопаснее, но ещё не везде
Фото
Московские Ведомости

03 ноября 2023 13:17:59

3530

Работы, предусмотренные на текущий год нацпроектом «Безопасные качественные дороги», выполнены более чем на 90%. Об этом рассказал вице-премьер Марат Хуснуллин. По его словам, реконструировано свыше 3,4 тыс. объектов. Из запланированных 147,9 млн кв. м дорожного полотна уложено уже 135,5 млн кв. м. Эти мероприятия позволяют привести дороги и транспортные сооружения к современным стандартам, сделав передвижение личным и общественным транспортом более комфортабельным. Среди прочего, завершена реконструкция автодороги Ищерская – Червленная в Чеченской республике. Эта трасса крайне важна для региона, поскольку соединяет Наурский и Шелковский районы с Грозным, а также обеспечивает транспортное сообщение с Дагестаном, Ставропольским краем и другими соседними регионами. Полностью выполнен план по ремонту дорог в Кирове, Самаре, Тольятти и ряде других городов

Однако в целом ситуация с качеством автомобильных дорог по России оставляет желать лучшего. Понятно, что не все нуждающиеся в ремонте трассы попали в нацпроект, но водителям, ежедневно передвигающимся по разбитым направлениям, от этого не легче. Так, в той же Кировской области, которую Хуснуллин отметил в числе лидеров реализации нацпроекта, лишь 25% всех дорог на начало 2023 года соответствовали нормативам. Регион занимал по этому показателю второе место с конца в рейтинге всех субъектов РФ. Ниже расположилась лишь Архангельская область, где в нормативном состоянии находятся 13% автодорог. Как можно охарактеризовать состояние остальных 87% дорог области, местные власти умалчивают и ссылаются на суровый северный климат, а также недостаточное финансирование. Впрочем, если влияние денежного фактора отрицать сложно, то приводить климат в качестве причины плохого состояния дорог вряд ли уместно. В первую пятёрку рейтинга по качеству автотрасс, составленному аналитиками агентства РИА Новости, помимо Москвы, Краснодарского края, Челябинской области и Ингушетии, вошёл расположенный на крайнем севере Ханты-Мансийский автономный округ. Этому субъекту сложные климатические условия не помешали. В целом же по стране нормативам отвечает лишь около половины всех дорог, что вряд ли может быть признано удовлетворительным результатом. Хотя, как признают эксперты, динамика наблюдается всё-таки положительная. 

Помимо дефицита денежных средств, сферу строительства и реконструкции дорог тормозит другая, не менее актуальная для России проблема – коррупция и халатность чиновников, ответственных за качество работ. На эту проблему обращали внимание и на высшем уровне. Так, два года назад президент РФ Владимир Путин перечислил 11 регионов, отстающих по темпам строительства дорог, и поинтересовался, выделяются ли этим субъектам необходимые средства из федеральной казны. Хуснуллин тогда пояснил, что в некоторых случаях выплаты действительно перечислялись с задержкой, однако имели место и проблемы с освоением денег на местах. Иными словами, средства поступили, но потратили их совсем не так, как ожидали в Москве. 

В число аутсайдеров по дорожному строительству тогда вошла в том числе Ростовская область, и местные СМИ сразу же вспомнили о череде скандалов, сопровождавших транспортные проекты в этом регионе. В Ростове-на-Дону, Константиновске и других населённых пунктах области дороги зачастую строились только на бумаге, или работы выполнялись некачественно, а выделенные средства исчезали в неизвестном направлении. Был и вопиющий случай, когда вместо ремонта городских улиц была проложена новая дорога к одному из местных элитных посёлков.

Схожие проблемы наблюдаются и в Тамбовской области. Совсем недавно за 1,3 млрд рублей была отремонтирована трасса Тамбов – Сосновка. Но на дороге, которая формально считается совсем новой, спустя короткое время появились многочисленные дефекты, в том числе ямы, трещины в асфальте и повреждения разметки. Водители уже жалуются на пробитые шины после поездки по такой «новой» дороге. Подрядчик в рамках своих гарантийных обязательств выполняет ремонтные работы, но и они не выглядят качественными. Активисты областного отделения Народного фронта уже обратились в прокуратуру с просьбой провести проверку и привлечь недобросовестного подрядчика к ответственности. 

Конечно, подобные факты регулярно становятся поводом для разбирательств, уголовных дел и судебных процессов. Но процесс приведения дорог в нормальное состояние растет, а автомобилисты вынуждены длительное время терпеть неудобства. 

Между тем, как сообщили в Счётной палате, именно реконструкция транспортной инфраструктуры наряду с госзакупками и строительством недвижимости остаётся одной из наиболее ёмких для коррупционных проявлений отраслей. Аудитор СП Светлана Орлова заверила, что антикоррупционные мероприятия продолжаются, и выразила надежду, что вышеприведённые меры окажутся временными и будут действовать лишь до тех пор, пока не нормализуется международная обстановка вокруг России. На это остаётся надеяться и российским водителям, поскольку без обуздания коррупции и других злоупотреблений никакие нацпроекты и бюджетные вливания не приведут к повсеместному соблюдению современных стандартов в дорожном хозяйстве.

Реклама