01 февраля 2024 16:15:06
Учёные Пермского Политеха (ПНИПУ) напомнили о некоторых любопытных фактах, характеризующих происхождение русского мата и его роли в современном обществе. В частности, лингвист Валерий Мокиенко опроверг популярную точку зрения о том, что ненормативные слова и выражения в русском языке были заимствованы из речи монголо-татарских завоевателей. На самом деле в монгольском никаких схожих слов никогда не было, а корни современной нецензурной брани обнаруживаются в древнерусском, где изначальные слова не считались запретными и описывали вполне обыденные явления человеческой жизни. Табуированными эти слова стали после принятия христианства на Руси, поскольку церковь категорически отвергает публичное обсуждение интимных действий и детородных органов. В императорской России мат оставался уделом маргиналов и бандитов, и лишь после 1917 года ненормативная лексика стала получать более широкое распространение. Такими ругательствами, в частности, активно пользовались в рабочих коллективах на производствах, а также при личном общении в не самых образованных слоях населения. Впоследствии, к концу XX века мат стал играть роль элемента контркультуры, противопоставляющей себя официальной позиции государства, компартии и лояльной части общества. Ненормативная лексика проникла в андеграундную музыку, а затем в кино и литературу. В наши дни мат остаётся морально осуждаемым явлением, а за брань в общественных местах или интернете можно получить административное наказание, однако популярность такой лексики в обществе, кажется, не снижается.
О том, действительно ли ненормативная лексика широко распространена в российском обществе, каковы причины её популярности и какими методами социум и каждый человек в отдельности может бороться с этим пагубным явлением, издание «Московские ведомости» побеседовало с профессором кафедры массовых коммуникаций филологического факультета РУДН, доктором филологических наук, членом Союза журналистов России Галиной Трофимовой.
По её мнению, мат далеко не так популярен, как может показаться по отдельным неприглядным примерам, но его распространённость всё равно вызывает беспокойство и требует достаточно строгих мер противодействия. Самому избавиться от этой вредной привычки также возможно, хотя это и потребует серьёзной работы над собой.
«Причин распространения обсценной лексики в обыденной коммуникации много. Активно матерятся люди, проявляя агрессивное намерение подавить собеседника. Ещё одна группа людей – это те, кто испытывает животный страх и растерянность перед якобы угрозой и выбирает матерщину как единственный способ справиться с этим страхом. А с другой стороны – это самолюбование, словотворчество, так как существуют такие понятия, как двухэтажный, трёхэтажный мат, а тех, кто составляет такие многоэтажные матерные комбинации, в шутку называют «мастерами художественного слова». Имеют место и неуверенность в себе, и скудный словарный запас, и бравада, и намеренное нарушение границ», — рассказывает Галина Трофимова.
По наблюдениям эксперта, использование мата в речи распространено в обществе не настолько сильно, хотя это зависит от конкретного окружения, в котором находится человек. К примеру, в студенческих коллективах, особенно в их женской части, нецензурная брань, к сожалению, применяется достаточно активно.
«Конечно, вина тому – наши двойные стандарты. Снисходительность к своей любви к крепкому словцу. Однако не будем забывать, например, такое живущее в нашей современной речи выражение «орать благим матом». А ведь благой здесь – не хороший, а блаженный, то есть слабоумный. Думаю, не последнюю роль тут сыграли и учёные, оправдывающие проникновение мата в художественную литературу некими высокими эстетическими задачами. Было даже несколько диссертаций, успешные защиты которых прошли в закрытом формате. Хрестоматийным приёмом стало кивать на Пушкина, Есенина, Маяковского, но мне кажется, что они просто хулиганили, прекрасно сознавая, что они делают, и не предполагая стать примером для подражания именно в этом случае, — рассказала профессор кафедры массовых коммуникаций филологического факультета РУДН. —Словари дают нам следующие значения слова «обсценный»: скабрёзный, непристойный, неприличный, недопустимый. Это означает одно: недопустимость использования этих слов в обыденном ежедневном общении. Мы должны бережнее относиться к нашему культурному наследию и не обесценивать эти 4 заповедных слова, бывших когда-то заклинаниями. В этих словах зашифровано слишком много концептуальных смыслов. Это замены для обозначения наших самых глубинных страхов перед матерью-природой, идущих из наших первобытных представлений о своём месте на планете Земля. А теперь матерные слова теряют свою сакральность, избранность, экспрессивность. Очень скоро они станут затёртыми междометиями».
Собеседница «Московских ведомостей» не согласилась с утверждением, что мат широко используется в повседневной жизни, в том числе дома. Здесь всё зависит от культурного уровня каждой конкретной семьи.
«К сожалению, в общественных местах практически никто не реагирует на мат замечанием. Слишком уж сложен алгоритм фиксации этого правонарушения. А ведь это неплохой способ пополнить государственную казну в ситуации массовой публичной матерщины. Может быть, стоит начать со школ и вузов, ввести во внутренний распорядок такой критерий. А затем распространить этот опыт на другие организации. И собирать штрафы! Тем более что многие испытывают рядом с матерящимся человеком устойчивое психологическое и физическое страдание, у них возникает реакция брезгливости, раздражения, отторжения собеседника», — рассказывает профессор РУДН.
Галина Трофимова предупредила, что с ненормативной лексикой в своей речи бороться очень непросто, и лучше всего изначально не допускать формирования такой привычки.
«Если же кто-то искренне захочет избавиться от такого лексикона, то ему придётся работать над собой так же упорно и настойчиво, как и в других случаях: когда мы худеем, бросаем курить, пить и т.д. Поставить себе запрет на мат. Прокачать способность выражать свои мысли и чувства без матерных слов. Поработать со словарями и обогатить свой репертуар другими словами, которые не менее точно и разнообразно позволят нам выразить эмоции и оценить происходящее. Наверное, важно и общественное порицание, бойкот матерщинникам, игнорирование их в нашем общении. Всё же бóльшая часть людей различает ситуации, допускающие матерщину и не допускающие её. При детях, при родителях, при женщинах, в театре или концертном зале. Ведь не случайно многие, матерно выругавшись, тут же сами себя одёргивают и говорят: «Прости, сорвалось!» Значит, не материться – возможно», — констатировала Галина Трофимова.
Доктор филологических наук также предложила на основании медицинских исследований признать употребление мата вредной привычкой, аналогичной курению или употреблению алкоголя, и включить умение формулировать все свои мысли без нецензурной лексики в комплекс критериев, необходимых для здорового образа жизни.
«Можно также предложить различные виды поощрения сотрудников, которые не матерятся. И писать на всех книгах, в которых есть матерные слова, что употребление таких слов вредно для вашего здоровья и здоровья окружающих», — резюмировала эксперт.
Клинический психолог, основатель академии «ТРИЭТТА» Валерий Ивановский отметил, что матерные ругательства остаются органической частью языка, а значит и всей культуры, будучи инструментом реагирования некоторых людей на определённые ситуации и приспособления к окружающей среде.
По его словам, существует несколько теорий происхождения мата. Одни лингвисты считают, что современная нецензурная брань уходит корнями в древнеславянские языки, другие доказывают, что эти слова заимствованы из тюркских или арабского языков. Все эти теории обосновываются примерно равноценными аргументами, однако любые объяснения данного явления никак не влияют на его текущее существование.
«При рассмотрении мата мы можем увидеть несколько присущих ему функциональных черт. Прежде всего значение мата в акте коммуникации тем сильнее, чем ниже уровень образования человека. Во-вторых, мат как явление возникает в ситуации конфликта, то есть некоего ущемления личности, когда в качестве протеста человек может реагировать матом. В-третьих, мат касается сферы гендера, сферы воспроизведения жизни и насилия», — рассказывает Валерий Ивановский.
Психолог добавил, что нецензурная брань является одним из примеров существования одной лингвистической системы внутри другой.
«Я думаю, что появление мата связано с двойственностью существования определенных социальных групп внутри официального социума. Например, мы все знаем, что исторически существовал разбойничий язык волжских бандитов, которые нападали на бурлаков, тащивших по Волге суда. Чтобы сотрудники сыска не могли расшифровать их планы, они в кабаках, планируя определенные нападения, переходили на такую блатную феню, которая состояла из полностью искусственных слов. Свой язык был у последователей Емельяна Пугачева и Стеньки Разина. Я хочу сказать, что в российской истории существовали достаточно большие группы, которые стигматизировались обществом и официальной властью как неприемлемые, как нежелательные, но тем не менее они продолжали существовать полулегально внутри системы и изобретали свои языки общения. Такой язык, во-первых, был по определению маргинальным, во-вторых, он обладал по природе своего происхождения некой конфликтностью и противодействовал официальной системе. А с третьей стороны, так как такие группы противопоставляли себя обществу, этот язык, по определению, был конфликтен. И социальная природа мата кроется именно в природе взаимоотношений государства и общества. То есть он является инструментом достаточно больших протестных групп, которые выделяют себя из существующей традиции, создают традицию альтернативную, пытаются ее отстаивать, в том числе и неприемлемыми для официального государства способами, и поэтому определенные слова являются маркерами вот этой выделенности из системы, попытке ей противодействовать в том числе на лингвистическом уровне», — заключил Валерий Ивановский.