24 апреля 2024 20:22:01
Развитие искусственного интеллекта и его интеграция в образовательные процессы приобретает повсеместный характер. Эксперты все больше сходятся во мнении, что ИИ способен трансформировать интеллектуальную деятельность и оказать влияние на качество учебы и ее процесс
Высшая школа экономики (ВШЭ) намерена встраивать технологии ИИ во все свои образовательные программы с 2025 года, об этом сообщил в ходе Международного Кантовского конгресса в Калининграде ректор университета Никита Анисимов.
Другие ВУЗы также не остаются в стороне — в России, заявила заместитель министра науки и высшего образования Ольга Петрова, уже 17 университетов и институтов предлагают бакалавриат по направлению «Искусственный интеллект». Сам ИИ она назвала помощником студента и преподавателя.
«Это инструмент, который у нас имеется. Раньше был калькулятор, потом он превратился в компьютер, а компьютер стал суперкомпьютером, позволяющим сделать решение задач более эффективным», — отметила Петрова, добавив, что процесс деятельности ИИ остается полностью управляемым.
Опасения по поводу того, что искусственный разум вытеснит ключевых специалистов и оставит людей без работы директор по развитию бренда Geek Brains Дмитрий Ющенко назвал преждевременными. По его словам, упор делается на активном взаимодействии человека с ИИ для того, чтобы упростить взаимодействие между людьми, ускорить достижение поставленных целей.
О роли высоких технологий в сфере образования Дмитрий Ющенко рассказал в беседе с журналистом издания «Московские ведомости».
— Дмитрий, как ИИ можно применять в сфере образования?
— В первую очередь, это технологии для масштабирования количества людей, которые могут получить более качественное образование. Второе – это помощь преподавателям, тем людям, кто непосредственно оказывает образовательную услугу, это возможность работать быстрее и качественнее. И третье – это оценка и контроль качества и масштаба оказываемых образовательных услуг.
— Как вы думаете, в будущем искусственный интеллект сможет заменить учителей?
— Я думаю, об этом говорить преждевременно. Я считаю, что нет. Мое личное мнение: будут развиваться вторые пилоты, индустрия помощников, сокращаться скорость, масштабироваться объем оказываемых услуг.
Искусственный интеллект часто галлюцинирует, выдает несоответствующую действительность информацию. Поэтому если удалить полностью человека из этого процесса, то есть риск создания совершенно некачественных материалов.
— Проректор НИУ ВШЭ Сергей Рощин на конференции сказал об эксперименте: чтобы студент написал свой диплом с помощью искусственного интеллекта. Если ваши слушатели, ученики будут пользоваться ИИ, как будут оцениваться их знания?
— На нашей платформе люди онлайн получают профессии в сфере ИТ. Наша задача развивать именно прикладные навыки, с которыми они выходят сразу на рынок труда. Поэтому мы, наоборот, своей целью ставим больше использовать ИИ и технологии промпт-инжиниринга. Это позволяет ученикам быстрее осваивать новые профессии.