07 июня 2024 18:16:50
Эксперты нарисовали образ специалиста ближайшего будущего
На смену физикам и лирикам приходят молодые люди будущего. Об этом заявил эксперт научно-технической сферы министерства науки и высшего образования РФ, действительный член Академии инженерных наук им. А.М. Прохорова Анатолий Царегородцев.
Говоря о перспективных профессиях будущего, специалист отметил, что существующий тезис о том, что технаря проще обучить гуманитарным наукам, чем наоборот, уходит в прошлое. По словам Царегородцева, оба варианта проигрышные, потому что сегодняшний специалист должен быть совершенно иначе подготовлен.
Не нужно делать симбиоз гуманитария и технаря, но в образовательных программах должна быть заложена практикоориентированность. Другими словам, выпускник вуза не должен приходить в экономику только физиком или лириком. В процессе обучения он должен стать специалистом для конкретной сферы со знаниями и гуманитарной, и технической сторон. Естественно, в разумных пределах его компетенций и возможностей, отметил академик.
«Сегодня, как рассказывают руководители компаний самых разных отраслей, практически любого из выпускников вузов, будь он технический специалист или гуманитарный, приходится «дотягивать». То есть, гуманитария, условно говоря, нужно доучивать работам с компьютерными программами, а технаря, опять-таки условно, учить азам какой-либо гуманитарной науки», — пояснил эксперт.
Царегородцев считает, что студент уже в процессе обучения должен быть готовым к будущей работе. Опыт такой системы есть – многие компании «ведут» своих будущих сотрудников ещё со студенческой скамьи. Современный мир таков, что если раньше для решения большинства задач в экономике нужен был интеллект человека и компьютерная программа, то теперь «по отдельности это не работает».
Действительный член Академии инженерных наук считает, что для решения проблемы в подготовке универсальных и, как показывает практика, наиболее востребованных специалистов важны три составляющие, это: практикоориентированное образование, образование на стыке отраслей и науки, а также модернизация устаревшей инфраструктуры большинства вузов, чтобы студентов было на чём учить. При этом во многих вузах, как отметил Царегородцев, уже успешно работают практикоориентированные программы.
Директор Института русского языка Российского университета дружбы народов им. Патриса Лумумбы Анжела Должикова считает, что физики и лирики никуда не денутся, тем более что каждый человек имеет свои особенности и способности.
«Другое дело, что нужно научить, к примеру, технаря-интроверта не замыкаться на программировании, а работать в коллективе и быть полноценной его частью, или дать понять мечтающему о журналистике молодому человеку, что без определённых цифровых навыков он просто не сможет творить», – отметила она.
По словам Должиковой, многое сейчас решает так называемая междисциплинарность, когда в традиционные гуманитарные программы вплетают технические и наоборот. Начинать делать это стали со школы, в ряде которых уже преподают языки программирования. В будущем это позволяет тем же гуманитариям свободно работать в BigData или с искусственным интеллектом, а технарям выходить за рамки общения с компьютером и узнавать реальный, а не цифровой мир.
Ранее «Московская газета» рассказывала, как искусственный интеллект может изменить ориентир обучения.