30 июня 2024 11:29:39
На текущий момент уже существуют попытки возвращения европейских автомобильных брендов на российский рынок. Например, в продаже есть китайские автомобили JETTA, которые технически являются европейскими Volkswagen. Однако предсказать официальное возвращение более знаменитых брендов не так просто. Очевидно, что многие компании заинтересованы в этом, сообщили «Московским ведомостям» в пресс-службе ГК «АВТОДОМ»
Насколько реален возврат в Россию ушедших из страны автобрендов? И если санкции будут сняты, смогут ли они занять свою нишу на рынке?
«РФ является шестым рынком в Европе, в который западные автопроизводители инвестировали деньги, десятилетиями выстраивая свои взаимоотношения с клиентами и нарабатывая репутацию. Главным останавливающим фактором является множество санкций, наложенных на Россию. Это говорит о том, что у большинства брендов может появиться возможность вернуться, но после отмены ограничений. Предсказать, когда это произойдет, пока не может никто», — добавили в пресс-службе группы компаний.
«Вопрос о полном возврате ушедших автомобильных брендов неоднозначен. Если санкции будут отменены, то для европейских и американских автомобилей может быть трудно реализовать свое возвращение на российский рынок, потому что китайские производители предоставляют технологии, разнообразие брендов и моделей и более выгодную ценовую политику», — добавили в пресс-службе ГК «АвтоСпецЦентр».
Как в создавшейся ситуации чувствует себя российский автопром?
«Безусловно, возможна ситуация, когда некоторые бренды, которые ушли с российского авторынка, вернутся для того, чтобы расширить географию продаж. В 2021 году более 1,6 млн автомобилей было продано в Российской Федерации. Статистика показывает, что 20% рынка было у Hyundai, Renault и Toyota, что сопоставимо с продажами ЛАДА, конечно, для этих компаний значительны потери при уходе с российского рынка. Однако интересно, что уже к 2021 году был отмечен существенный рост продаж Chery – на 224% и Haval – на 152%, в дальнейшем эта тенденция не изменилась. В настоящее время не решен вопрос с производством на бывшем заводе концерна Hyundai в Санкт-Петербурге, пока нет информации, что продолжится выпуск под таким же брендом. Вполне возможно, что автозаводы, которые размещены на особых территориях в России, для которых применяются налоговые преференции (например, в особых экономических зонах), должны сдерживать рост цен на продукцию, но используемые цепочки продаж не способствуют стабилизации цен. Кроме того, акцизы на легковые автомобили ежегодно демонстрируют рост налоговых ставок, в розничной цене это существенно возрастает с увеличением мощности автомобиля. В любом случае для российских производителей это хороший период для обеспечения значительного роста производства и продаж», — сказала изданию доцент кафедры налогов и налогового администрирования факультета налогов, аудита и бизнес-анализа Финансового университета при правительстве РФ Елена Смирнова.
«Возвращение ушедших из России автобрендов в краткосрочной перспективе представляется маловероятным, а в долгосрочной — крайне затруднительным. Текущая геополитическая ситуация и экономические реалии создают ряд существенных барьеров для возвращения западных автопроизводителей на российский рынок. Прежде всего, потенциальные риски нарушения санкционного режима значительно превышают возможные выгоды от возобновления деятельности в России. Вдобавок за время отсутствия западных брендов российский авторынок претерпел значительные структурные изменения. Китайские производители успешно заполнили образовавшуюся нишу, продемонстрировав впечатляющий рост продаж. Даже в случае гипотетической отмены санкций западным брендам придется столкнуться с рядом вызовов, таких как необходимость масштабных инвестиций в восстановление производства и дилерских сетей, адаптация к новым рыночным условиям и конкуренция с укрепившимися китайскими брендами, а также потенциальное снижение потребительского доверия после ухода с рынка. Некоторые формы возвращения, однако, возможны. Даже при гипотетическом возвращении западных брендов они столкнутся с жесткой конкуренцией со стороны китайских и российских производителей», — поделился своим мнением с «Московскими ведомостями» доктор делового администрирования (MBA/DBA) по юриспруденции и по экономике и управлению Роман Синицын.