Общество
Потепление климата меняет фауну насекомых в России
Фото
Московские ведомости

Автор: Николай Васильев

08 июля 2024 13:36:33

1077

Жара может стать причиной увеличения популяции в Московской области непривычных видов насекомых, таких как богомол, паук-оса, виноградная улитка и др., сообщило Министерство экологии и природопользования Московской области

Учёный-эколог Сергей Симак в беседе с изданием «Московские ведомости» отметил, что изменение климата смещает границы природных зон Северных стран и регионов, создавая возможности для проникновения и закрепления видов животных, растений и грибов, которые были характерны для более южных стран и регионов:

«Например, с Балкан к нам перебралась небольшая бабочка каштановый минер. Практически все каштаны в Москве теперь поражены ее гусеницами. По Северному Кавказу уже широко распространился и быстро перемещается к северу египетский комар, который раньше обитал исключительно в тропиках и субтропиках. После его укусов аллергическая реакция сильнее, отеки сохраняются дольше. Отличную компанию ему составляет малярийный комар Анофелес, граница распространения которого тоже движется к северу».

Вплоть до Среднего Поволжья начал встречаться возбудитель опасной геморрагической лихорадки Западного Нила, которую переносят перелетные птицы, а от них заражаются комары, передающие вирус человеку, добавил учёный.«Немало нежелательных вселенцев расселяются из-за перевозки товаров и продуктов между странами и континентами. Так, на Северном Кавказе и в Крыму широко распространился завезенный из Северной Африки клоп незара зеленая, который не только сам повреждает широкий спектр сельхозкультур, но и переносит патогенные бактерии, вирусы и грибы. Недавно он был обнаружен в Литве, то есть на широте Москвы ждать его надо в ближайшее время, — сказал Сергей Симак. —Так же уверенно распространяется завезенный из Китая (возможно, через США и Европу) коричнево-мраморный клоп. Из Италии и Испании вместо хамона прибыла белая цикадка, кормящаяся на сотнях видов растений, переносящая различные патогены и выделяющая обильную медвяную росу, на которой развиваются патогенные сажистые грибы.

Везде, где выращивают кукурузу, все шире распространяется в России и кукурузный жук, который уничтожает до 80% посевов. При подготовке Олимпиады в Сочи в 2014 г. вместе с зачем-то закупленными привозными самшитами завезли и бабочку самшитовую огневку, бурное распространение которой практически полностью уничтожило уникальные реликтовые самшитовые леса в Краснодарском крае. Вместе с диким кабаном, уже лет 60 движущимся на север, из Грузии пришла африканская чума свиней, очаги которой теперь регулярно появляются по всей России».

Остановить изменение климата теперь уже невозможно, можно только стараться его минимизировать, а вот препятствовать распространению вредителей и патогенов-интродуцентов должна карантинная и ветеринарная государственная политика, которая пока не проработана, подчеркнул биолог.

Влияние изменения климата на насекомых-вредителей не всегда легко отделить от влияния других факторов, тут надо привести пару важных примеров, сказал в беседе с «Московскими ведомостями» эксперт по лесам, устойчивому лесному хозяйству и пожарам в проекте «Земля касается каждого» Алексей Ярошенко:

«Первый пример — короед-типограф в Московской области. Подмосковье почти целиком входит в границы естественного ареала ели обыкновенной — его южная граница проходит в Московской области примерно по Оке. Однако изменение климата ведет к изменениям границ как природных зон, так и ареалов деревьев и других видов. Например, повышение среднегодовой температуры воздуха примерно на полтора-два градуса на широте Москвы соответствует смещению природных зон на север примерно на 150-200 километров. Условно можно считать (условно — потому, что не только температура и вообще климат влияют на ареалы деревьев), что южная граница нормального распространения ели в Подмосковье будет проходить не по югу области, а по северу. То есть условия существования ели в Московской области из вполне благоприятных для этого дерева превратятся в довольно экстремальные, слишком сухие и теплые (и фактически уже превращаются). А это делает ее более уязвимой ко многим вредителям и болезням, в том числе к ее главному вредителю — короеду-типографу. Тем более, что для него повышение температуры — однозначное благо».

Второй пример — полиграф уссурийский на Урале и в Сибири, заметил Алексей Ярошенко.

«Это новый для Урала и Сибири вредитель леса, вероятнее всего, случайно завезенный с древесиной или деревянной упаковкой с юга Дальнего Востока или из Китая. Он сейчас массово убивает пихтовые леса по всему этому огромному региону, и, вероятно, убьет многие миллионы, если не десятки миллионов, гектаров пихтарников. К тому, что его завезли, изменение климата не имеет никакого отношения. Но вот насколько оно повлияло на скорость и успешность его распространения пока непонятно. Предположительно, заносы полиграфа уссурийского в Сибирь случались и в прошлом, но такого массового и быстрого распространения не случалось. Климат ли тут причина, или что-то еще сказать однозначно трудно, но весьма вероятно, что изменение климата могло очень существенно повлиять на этого очень вредоносного жука», — заключил Алексей Ярошенко.

Реклама