25 сентября 2024 17:26:03
Российская социально-экономическая действительность столкнулась с проблемой структурной нехватки кадров при крайне низких показателях безработицы. Выходит так, что безработица находится на рекордно низких уровнях, но экономике при этом не хватает рабочих рук. Это уже вызвало высокую конкуренцию в определенных секторах рынка труда, сопровождающуюся резким ростом зарплат. О том, как преодолеть такой перекос без серьезных социальных последствий «Московские ведомости» пообщались с экспертами
Глава Минэкономразвития Максим Решетников заявил, что ведомство и в будущем ожидает низкий показатель по безработице – порядка 2,6 % в каждом году. При этом ведомство подготовило прогноз потребностей страны в кадрах до 2030 года. По его словам, при подготовке специалистов нужно учитывать именно их востребованность в отраслях экономики.
«Структурный дефицит кадров сейчас – это следствие того, что еще некоторое время назад люди шли учиться на юристов, финансистов, менеджеров и так далее, потому что именно в этих сферах можно было неплохо зарабатывать. Вузы в свою очередь охотно удовлетворяли этот спрос тем более, что люди с готовностью платили за обучение этим специальностям, в отличие от желания учиться на инженеров или вообще получать рабочие профессии. А в итоге вышло так, что у нас не хватает ни квалифицированных рабочих, ни инженеров. А экономике они сейчас остро нужны. Вот и возникла конкуренция, когда работодатель готов платить таким специалистам хорошие зарплаты. Это отчасти повлияло на то, что средняя зарплата по стране превысила 80 тыс. рублей. Хотя на это значение, конечно, оказали влияние и другие факторы», — рассказал кандидат экономических наук Михаил Беляев.
Одновременно он указал, что сейчас ситуация с кадрами начинает постепенно выправляться. Колледжи увеличивают выпуски молодых специалистов. Растет популярность инженерных специальностей в вузах.
«Если делать прогноз о кадрах, то он должен учитывать не столько нынешнее положение вещей, а то, к чему экономика придет через некоторое время. Поскольку сейчас за счет применения новых технологий будет происходить стремительная перестройка не только на уровне отраслей, но и в отдельных их сегментах. Будут появляться новые специальности, и эти потребности нужно закрывать готовыми специалистами. Вот тогда Россия в этом деле действительно добьется успеха. И к слову, за счет такой перестройки в обозримом будущем, при наличии подготовленных кадров, нам почти совсем не будет нужен труд мигрантов», — пояснил Беляев.
Тенденции, о которых сказал экономист, уже отчетливо проявляются. Например, по федеральной трассе М-11 между Москвой и Санкт-Петербургом уже курсируют грузовики-беспилотники. В скором будущем сфера доставки товаров тоже может перейти на беспилотные технологии. А для этого, соответственно, понадобятся и специалисты, готовить которых нужно заранее.
«Помощник президента РФ Владимир Мединский заявил, что сроки получения образования стоило бы сократить и больше уделять внимание профориентации. Но перед этим, я считаю, важно понимать, чему вообще нужно научить детей. В любом случае образование должно быть адаптировано к жизненным реалиям и экономическим потребностям. При этом оно должно быть направлено на обучение детей адаптации к динамично изменяющимся условиям. Не нужно учить по традиционному принципу «нарисуем – будем жить». Поэтому система образования должна включать две важные вещи. Во-первых, научение навыкам адаптации к изменениям, причем не только в теории, но и на практике. Поскольку люди, выпавшие из социальной жизни, не сумевшие адаптироваться становятся маргиналами. А это серьезная социально-экономическая проблема и источник нестабильности. Поэтому, во-вторых, помимо адаптации нужно еще и прививать навыки социальной интеграции. Люди не просто должны знать о потребностях в новых профессиях, например, но и быть готовыми их получать, переучиваться и так далее. И эти механизмы должны запускаться еще в школе и продолжать работать и дальше в обществе, чтобы побуждать людей осваивать новые специальности и идти в ногу со временем. Для этого система подготовки должна быть не только уделом педагогов, но и быть системой социальной ориентации, с работающими механизмами поддержки тех, кто не вписывается в изменения», — доктор экономических наук и социолог Иосиф Дискин.
Ранее «Московская газета» рассказывала, кто в реальности в России чувствует рост зарплат.