03 ноября 2024 12:19:28
В Москве прошел форум Общественной палаты РФ «Сообщество» на тему «Россия 2030: Общественные инициативы для нового времени». На площадке мероприятия о возможностях, трудностях и перспективах развития гражданского общества журналисту издания «Московские ведомости» рассказал доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист РФ, академик РАО Владислав Гриб
— Владислав Валерьевич, как Вы оцениваете текущее состояние гражданского общества в России и его роль в социально-экономическом развитии страны?
— Я считаю, что за последние годы роль НКО возрастает во многих сферах. С начала 2000-х годов, когда появилась системная поддержка инициатив на всех уровнях (государственном, местном, региональном), происходят изменения. Это не бизнес, поэтому без поддержки не обойтись. За эти годы сформировалась инфраструктура гражданского сектора. Это и центры поддержки НКО, и специальные органы в региональных администрациях, которые занимаются системной работой по поддержке НКО и обеспечивают взаимодействие между государством и гражданским обществом, это и само законодательство. В этом году мы празднуем 10-летие закона об общественном контроле, который позволил десяткам тысяч граждан стать общественными контролерами на всех уровнях, от муниципального до федерального. Это плюс, когда есть инфраструктура, законодательство и ресурсы.
— Какие ключевые проблемы Вы видите в развитии некоммерческого сектора на уровне регионов?
— У нас регионы очень разные, с одной линейкой к ним не подойти. Есть финансово-обеспеченные, есть те, где традиционно сильный сектор гражданского общества, а есть, где слабее. Эта социальная и экономическая неравномерность будет всегда, это нормально. Есть Москва и Санкт-Петербург, а есть регионы с небольшим населением. Но наша задача это создать одинаковые условия для развития в каждом регионе НКО независимо от уровня бюджетной обеспеченности. Мы должны сформулировать цели, которые смогут поддержать не только в столице, но и на Дальнем Востоке, и в других регионах. Есть еще интересная зависимость от вузов: там где их много там и много интересных проектов. Очень много нюансов.
— Каковы основные механизмы взаимодействия между некоммерческими организациями и органами государственной власти?
— Есть несколько механизмов: с одной стороны, государство помогает НКО финансово, дает им статусы и права, с другой, создает условие для общественных палат, правовые предпосылки, чтобы граждане участвовали в общественном мониторинге, в слушаниях. Самая сложная задача это сделать так, чтобы была гражданская активность. Люди замыкаются в личных делах, это нормально, но необходимо сделать так, чтобы оставалось время и на общественную деятельность, чтобы была ответственность не только за свою семью или работу, но и за свой двор, район и страну. В идеале, я считаю, каждый взрослый гражданин должен стать участником какой-то НКО.
— Какие меры, по Вашему мнению, могут повысить уровень гражданской активности в России?
— У меня есть идея, которую сложно реализовать, но возможно. Например, сделать так, чтобы 1 процент с НДФЛ шел на поддержку некоммерческой организации. Когда вы отправляете свои деньги конкретной организации, вы можете к ней уже быть причастными. Государство сильно много не потеряет, но гражданская активность кратно вырастет. Я бы хотел, чтобы такие активности были внедрены. И второе предложение — аналогичные меры ввести для бизнеса. Конечно, нужно проверять такие моменты на мошенничество, чтобы это не стало способом ухода от налогов.
— Какие инициативы некоммерческого сектора могут быть наиболее полезными для достижения национальных целей до 2030 года?
— У нас много интересных национальных проектов. Необходимо, чтобы все они получили поддержку, чтобы произошло вовлечение граждан. Для этого в каждом регионе необходимо создать пул НКО. Национальные проекты делаются не для государства, они реализуются для граждан. Вовлеченность на региональном и местом уровнях должна быть двусторонней, важно и привлекать людей к участию в проектах, и получать от них обратную связь, учитывать их замечания и пожелания.