19 ноября 2024 17:01:42
В Тамбовской области есть трудности с вывозом и утилизацией мусора, вызванные, в частности, закрытием мусорного полигона и мусороперерабатывающего завода под Тамбовом. Бывший глава региона Максим Егоров покинул свой пост, оставив все эти проблемы нерешенными. Станут ли они вызовом для врио главы Тамбовщины Евгения Первышова?
Пока маловероятно, что врио главы Тамбовской области Евгений Первышов может столкнуться с электоральными вызовами в ходе губернаторской кампании, поскольку на выборах федерального и регионального уровня Тамбовская область в предыдущие годы оставалась вполне электорально управляемой, рассказал изданию «Московские ведомости» директор аналитических проектов Агентства политических и экономических коммуникаций Михаил Нейжмаков.
«Можно вспомнить, что предыдущий губернатор Максим Егоров в 2022 году, по официальным данным, лидировал с результатом 84,95% голосов. Кроме того, и в рамках парламентской кампании 2021 года для Тамбовской области, как и для целого ряда других территорий Центрального Черноземья, был характерен ограниченный уровень протестного голосования, а результат «Единой России» по региону составил 56,92%, что выше среднего по стране», — напомнил политолог.
Потенциальным источником вызовов для нового врио губернатора может стать выстраивание отношений с муниципальными элитами, а также традиционные сезонные вызовы зимнего периода — прежде всего, состояние коммунальных сетей, отметил Михаил Нейжмаков.
«Обратим внимание, что в ходе прошедшего в ноябре с регионе оперативного совещания по подготовке к зимнему сезону 6 муниципальных образований получили акты неготовности, включая самые крупные по численности населения города области — Тамбов и Мичуринск. Врио губернатора заявил, что уровень износа сетей тепло- и горячего водоснабжения составляет 65-70%. Напоминание новыми властями региона о таких проблемах может быть не только констатацией факта, но и в определенной мере «информационной прививкой» накануне сезона, когда возрастает риск коммунальных аварий», — рассказал политолог.
Подход Евгения Первышова к работе с муниципальными элитами пока остается в целом осторожным, отметил Михаил Нейжмаков.
«Отметим, например, достаточно благожелательные оценки со стороны врио губернатора работы главы администрации Тамбова Максима Косенкова. Важной «реперной точкой», чтобы оценить, по какому сценарию в ближайшее время будут строится отношения Евгения Первышова с руководством областного центра, может стать период активной подготовки кампании и согласования кандидатов для участия в выборах в Думу Тамбова, которые пройдут в сентябре 2025 года одновременно с губернаторскими. В рамках такого согласования кандидатов вполне может быть реализован компромиссный сценарий отношений тамбовских городских и областных властей, но могут и усилиться противоречия», — прогнозирует эксперт.
При этом критике со стороны врио губернатора уже подвергалась работа подрядчиков, реализующих проекты по строительству социальной инфраструктуры, отметил Михаил Нейжмаков:
«Если заявление Евгения Первышова о готовности применить «жесткие меры к нерадивым компаниям», работающим по таким госконтрактам, получит дальнейшее развитие, одной из тем его губернаторской кампании может стать ревизия работы стройкомплекса».
По словам Нейжмакова, стоит учесть, что экологические проблемы создавали определенные вызовы для команды предыдущего губернатора Максима Егорова, хотя они и не так часто получали резонанс за пределами региона.
«Среди наиболее резонансных сюжетов этого плана — вспомним протестную кампанию, проходившую в конце 2023 года в городе Кирсанове, в связи с увеличившейся нагрузкой на ближайший полигон твердых коммунальных отходов. Или, например, обсуждение последствий сброса производственных стоков в реку Цну в январе 2024 года, что стало поводом для достаточно резких заявлений тогдашнего губернатора. Пока экологическая повестка не создает серьезных вызовов для Евгения Первышова, однако федеральный тренд на постепенный рост активности локальных экологических протестных групп со временем может коснуться и Тамбовской области», — заключил директор аналитических проектов Агентства экономических и политических коммуникаций.
Проблема мусора в ЦФО состоит в том, что все его регионы не выполняют приоритеты государственной политики в области обращения с отходами, рассказал «Московским ведомостям» специалист по отходам и токсическим загрязнениям проекта «Земля касается каждого» Алексей Киселёв.
«Приоритетные направления государственной политики в области обращения с отходами — это п.2 с.3 Закона «Об отходах», это и есть технология решения проблемы отходов, написанная на национальном уровне. Попытаюсь объяснить доступно. Приоритет высший: например, металлургическая компания, её регулятор, её контролер и власти территории, на которой она расположена, должны быть заинтересованы не в том, сколько налогов в бюджет поступает и сколько собирается платежей за загрязнение и размещение отходов, а в том, какой процент сырья уходит на производство готовой продукции, а какой — в отвал, и как в динамике по годам из единицы сырья выход продукции увеличивается, а отвал снижается. Сколько создается рабочих мест, которые платят налоги, которые компенсируют потери от платежей за загрязнение. И как в улучшенную среду приезжают туристы, которые развивают местную экономику вместе со снижением затрат на систему ОМС. Подчёркиваю, всё это в комплексе, нельзя снижать затраты на ОМС, не делая больше ничего. То есть, первый шаг — это сокращение отходов промышленных и в промышленности. Люди тут не сильно могут влиять, если они не работники производств. И все территориальные схемы и прочие документы планирования должны закладывать целевые показатели по этому направлению и учитывать, как из года в год снижается образование отходов. А еще планировать методы стимулирования: повышение природоохранных платежей, жесткость их взимания, снижение или субсидирование деятельности по максимальному использованию сырья, материалов и веществ и им подобное. Кнут без пряника не бывает», — рассказал эколог.
Второй приоритет, по словам Алексея Киселёва, — предотвращение образования отходов.
«Тут все более понятно и максимально приближено к ТКО. Если совсем кратко, то этот приоритет о том, что мы должны приложить максимальное количество усилий для того, чтобы материалы и изделия в принципе не становились отходами, и соответственно отражали бы этот максимальный способ снижения отходов в территориальной схеме, ставили бы задачи в динамике по годам и, вероятно, планировали бы направление максимальных ресурсов именно сюда, так как это максимальный эффект борьбы с отходами. При этом мы ещё очень далеко от переработки, мы стремимся то, что сломалось, не перерабатывать, а чинить. И точно также планируем это в территориальных схемах и прочих документах планирования. И снова ресурсы направляем сюда. И вот если мы все эти мероприятия выполнили, а отходы не все пропали, то мы начинаем снижать их класс опасности в месте образования. Если просто, то сортировать их по видам. Раздельный сбор отходов. И снова мы отражаем здесь целевые показатели с учетом прогнозов по эффективности реализации высших приоритетов, планируем финансирование и прочее. И уже после этого закладываем потоки вторичного сырья на переработку, так как мы не смогли предотвратить их превращение в отходы. А вот с тем, что осталось после переработки, нужно обсуждать, что делать. Скорее всего анализ покажет, что эти настоящие хвосты проще запретить на рынке, чем мучаться с решением проблемы их обезвреживания. Так нас учит жизнь. Но, если и после анализа останется что-то, что требует обезвреживания, и если оно может гореть (что вряд ли), то надо обсуждать не вопрос, как сжигать, а оценивать, есть ли смысл тратить огромные деньги на строительство объекта обезвреживания для такой части мусора или есть что-то более выгодное, на тот случай, если когда-нибудь появится переработка», — рассказал эксперт.
Проблема заключается в том, что от регионов никто толком не требует соблюдения этих приоритетов, считает эколог:
«До 2030 года в стране с привлечением средств федерального бюджета и (или) ППК РЭО должны быть введены в эксплуатацию 1240 объектов инфраструктуры по обращению с ТКО, включая 419 новых сортировок, 243 объекта компостирования, 110 объектов производства альтернативного топлива, 7 объектов энергетической утилизации, 152 объекта обезвреживания и 305 современных объектов размещения. Общая проектная мощность объектов — 95,3 млн тонн, из которых мощность объектов захоронения составляет 28,3 млн тонн. Основные технологические решения: мощности по производству компоста (грунта), RDF-топлива для цементных заводов и мусоросжигание. Мусоросортировочные комплексы выступают в качестве промежуточного звена, призванного подготовить мусор к сжиганию или свалке. А если посмотреть на состав отходов, усредненный по стране, то реализация приоритетов выше решит проблему отходов навсегда. По данным федеральной схемы, ежегодно в России в среднем образуется 59,7 млн тонн отходов, из них: пищевых — 20 млн тонн;
бумаги, картона — 21,8 млн тонн; дерева — 0,9 млн тонн; черных металлов — 1,8 млн тонн; цветных металлов — 0,9 млн тонн; текстиля — 2,7 млн тонн; костей — 0,9 млн тонн; стекла — 1,6 млн тонн; кожи, резины — 0,5 млн тонн; камней — 0,5 млн тонн;
пластмасс — 3,3 млн тонн; прочего — 0,9 млн тонн; отсева (менее 15 мм) — 3,6 млн тонн», — заключил специалист по отходам и токсическим загрязнениям проекта «Земля касается каждого».