02 января 2025 13:55:24
При ГБУ Московской области «Центр мемориальных услуг» с марта 2024 года действует учебный центр, где сотрудники могут пройти курсы повышения квалификации, а кандидаты на трудоустройство – обучиться профессии ритуального агента. Совместно с центром проводятся различные познавательные и просветительские мероприятия, в том числе направленные на психологическое перерождение сотрудников, на совершенствование их мышления
О том, какими навыками необходимо обладать ритуальному агенту и хорошему руководителю, чему и как учат будущих сотрудников ГБУ МО «ЦМУ», «Московским ведомостям» рассказал начальник отдела обучения и развития Антон Банас.
— Антон, чему, где и у кого вы учились на пути к вашей нынешней должности?
— Как вы понимаете, нельзя просто взять и стать руководителем. Любое направление, любая профессия требует наработки практики, опыта, знаний. Мой путь начался 14 лет назад с обычного менеджера по продажам в крупной международной компании, где я рос и развивал свои компетенции, усиливая позиции различными тренингами, курсами, международными практиками, что позволило мне начать исполнять функцию тренера по обучению и в дальнейшем вырасти до руководителя. В своей жизни я встречал много крутых и сильных руководителей как из коммерции, так и из государственных учреждений и структур. Каждое общение и взаимодействие внесло свой вклад в мое развитие и становление как управленца. Основной моей задачей было не просто слушать, но и слышать и впитывать лучшие лидерские качества, которые я формировал в себе.
— Какими качествами должен обладать ритуальный агент?
— Самое главное — это честность, открытость, терпение и стрессоустойчивость. Работа с людьми только кажется лёгкой. Все люди являются личностями и частью социума, для каждого необходимо найти персонализированный подход, зачастую это сложно сделать в момент случившегося горя. В расшатанном эмоциональном состоянии люди закрыты и боятся подпустить к себе кого-либо. Именно поэтому мы должны быть открыты, честны и готовы помочь в трудную минуту. Наша задача — стать проводником и твердой опорой при взаимодействии с людьми.
— Какие основные проблемы помогает решить обучение ритуальных агентов?
— Основная проблема нашего времени — это предоставление некачественного сервиса не компетентными специалистами. Все мы привыкли к персонализированному подходу, ведь это окружает нас на каждом этапе жизни, будь то поход в парикмахерскую, магазин или кафе. Для того, чтобы быть конкурентоспособными в сфере предоставляемых услуг наши сотрудники должны быть профессионалами своего дела, уметь понять глубину потребности заказчика, выявлять ценности потребителя и предоставить готовый комплексный индивидуальный подход и решение.
— Если нового сотрудника необходимо обучить за несколько минут, какие бы советы вы ему дали?
— Если бы всё было так просто… Нашей профессии даже не учат в вузах, нам приходится формировать базу из уже сложившихся практик, опыта, качеств нового кандидата. Главный совет, который бы я дал – будьте готовы к обучению. Задавайте вопросы, если что-то непонятно (всегда лучше уточнить детали). Концентрируйтесь на ключевых задачах, чтобы быстро войти в курс дела. Просите показать примеры. Обязательно записывайте важные моменты, это поможет закрепить информацию. Внимательно подходите к изучению инструкций, важно понять основные моменты. Будьте инициативны, не бойтесь ошибаться. Не бойтесь просить помощи, поддержка коллег — один из важных инструментов в обучении. Будьте позитивны и открыты. Стремитесь получать больше практического опыта. Всё это — часть этапов, которые я когда-то прошёл лично.
— Могут ли гармонично сосуществовать работа и личная жизнь?
— Конечно могут. Основная задача заключается в грамотном планировании и чётком распорядке дня. Чтобы не отвлекаться на бесполезные дела и не откладывать важное нужно верно расставлять приоритеты. Мне в этом в свое время помогла матрица Эйзенхауэра, это метод тайм-менеджмента. Очень важно и порой трудно держать баланс между выгоранием на работе и гармонией в семье. Но если смотреть глубже, то одно помогает другому. С одной стороны, работа дает нам ресурсы на содержание семьи и благополучие, с другой, забирает время, которое мы уже никогда не вернём для общения с нашими родными и близкими. В свою очередь, благополучие в семье влияет на духовное и психологическое состояние, зачастую мы несём проблемы из семьи на работу, а с работы в семью и сами размываем эти границы. Основные советы: делайте перерывы в работе, занимайтесь спортом, ведь физическая активность помогает улучшить настроение, вселяет здоровый дух и повышает продуктивность как на работе, так и в личной жизни; общайтесь с близкими, уделяйте внимание общению с родными, друзьями для поддержания крепких отношений; учитесь расслабляться, можно попробовать практики медитаций, йоги или другие методы, чтобы справляться со стрессом.
— Как строится работа учебного центра?
— С начала 2024 года была выстроена стратегия развития учебного центра на основе целей и задач нашего учреждения. Были сформированы стратегии обучения новых сотрудников, повышения квалификации действующего персонала, развития управленческого состава, проведение различных курсов, повышающих уровень знаний и поддерживающих командный дух коллектива. Основной этап работы учебного центра — это проведение обучения. Консультанты отдела ведут занятия, учащиеся активно принимают в них участие, выполняют практические задания, проходят тестирования. Затем учебный центр проводит оценку знаний учащихся. Она может быть в формате экзамена, тестирования, выступления. Успешно прошедшие обучение и аттестацию кандидаты получают соответствующие дипломы или сертификаты. При этом наш центр не стоит на месте и продолжает развиваться. После завершения обучения мы собираем отзывы, чтобы улучшить программы и методы обучения.
— Сильно ли изменился учебный центр за время его работы?
— За 2024 год, а именно в марте был создан учебный центр, за это время мы совместно со смежными службами наполнили информационную базу и разработали обучающие материалы, выстроили, можно сказать, с нуля структуру обучения, которая на текущий момент полноценно работает. На базе учебного центра уже выпущено 36 квалифицированных заместителей начальников территориальных отделов ритуального обслуживания и 5 начальников территориальных отделов ритуального обслуживания. В 2024 году был создан Научно-практический центр психологической помощи населению на базе ГБУ МО «ЦМУ». Руководители двух подразделений совместно провели тренинги для сотрудников.
— Каковы ваши планы на 2025 год?
— Цели всегда перед собой ставим амбициозные, но сейчас не буду раскрывать всех тайн. Мы активно работаем с кадровым резервом, нам предстоит огромная работа по обучению сотрудников наставничеству. Обучение взрослых, сформировавшихся личностей – это непростое дело, а учить обучать еще сложнее. Но мы обязательно справимся.