04 февраля 2025 17:49:55
Существуют турпродукты, которые не могут быть дешёвыми, отдых в Арктике не может стоить 50 тыс. рублей. Об этом заявила исполнительный директор Ассоциации туроператоров России (АТОР) Майя Ломидзе, добавив, что всё же арктическое направление может быть рассчитано на разный кошелек
Средняя стоимость тура в Арктику сегодня составляет 3 млн рублей с человека: сюда входит максимальный пакет услуг, начиная от 5-звездочного размещения на атомном ледоколе, заканчивая обеспечением туристов всем необходимым для прогулок, в том числе вертолётных, по Северному полюсу с посещением уникальных природных мест и организацией досуга.
В то же время, по словам Ломидзе, нельзя говорить об исключительной дороговизне туров в Арктику. К примеру, организованный некоторое время назад круизный тур по Енисею стоил 10 млн рублей с человека и был выкуплен полностью, а две недели в Горном Алтае сегодня стоят около 5 млн рублей с человека.
«Побывать на Земле Франца-Иосифа – это уникальное событие в жизни любого человека. Такие путешествия не могут быть массовыми и как следствие — дешёвыми, — сказала исполнительный директор АТОР.
Майя Ломидзе уточнила, что сегодня в России самыми быстрыми темпами растёт именно премиальный сегмент. Такую тенденцию эксперты наблюдают с момента окончания пандемии.
«Пятизвёздочные отели и дорогие туры разлетаются, как горячие пирожки, и заметно обгоняют в этом бюджетные», — отметила она.
Представитель АТОР считает, что высокая стоимость туров в Арктику и других подобных путешествий – это не снобизм или жадность туроператоров, а объективная реальность, связанная не только с предоставлением спектра премиальных услуг, но и логистикой, получением разрешений на посещение уникальных территорий, фрахтованием атомного ледокола, беспрецедентным обеспечением безопасности и т.д.
По мнению эксперта, нужно развивать арктическое направление, ведь Арктика – это не только ледоколы, льды, киты и белые медведи, но и Мурманск, Ямал, Красноярский край, Карелия – то есть места, пригодные для массового и круглогодичного туризма.
Президент «Клуба Полярных путешествий» Денис Чепрасов отметил, что арктический туризм становится среди россиян особенно популярным. Если 10 лет назад в арктических круизах участвовало 5-8% наших граждан от общего числа туристов, то в 2019 году их число выросло до 30% и сейчас составляет около 98%.
Все арктические туры всегда заполнены, и число туристов могло быть ещё больше, если бы в Арктике существовал круизный флот, считает Чепрасов.
Лидер общероссийской общественной организации «Зелёный патруль», руководитель проектного офиса проекта «Чистая Арктика» Андрей Нагибин в беседе с изданием «Московские ведомости» согласился с тем, что арктическое направление туризма необходимо развивать, однако нужно найти баланс: учитывать и экологические факторы, чтобы путешественники не наносили серьёзного ущерба природе.
«Очищать арктические территории от мусора очень сложно. Иногда для доставки волонтёров приходится использовать морской и воздушный транспорт. Люди работают в непростых условиях, в том числе из-за суровой переменчивой погоды и удалённости от цивилизации. Собранный мусор потом тоже очень сложно вывезти», — сказал общественный деятель.
Эколог подчеркнул, что необходимо прививать туристам культуру бережного отношения к окружающей среде.
«Весь мусор нужно обязательно забирать с собой, а не оставлять, закапывать или сжигать. Необходимо учитывать особенности местных экосистем при организации уборки мусора. К примеру, в тундре нельзя использовать тяжёлую технику, поскольку она наносит непоправимый ущерб почве», — заявил лидер «Зелёного патруля», добавив, что проблема загрязнения Арктики остаётся острым, и туризм ни в коем случае не должен её усугублять.
Андрей Нагибин добавил, что участники проекта «Чистая Арктика» завершают обустройство принадлежащего Росгидромету помещения для приёма волонтёров. Оно расположено на мысе Челюскин и может стать самым северным местом в России, куда смогут добираться туристы.
«Там ещё предстоит кое-что доделать. Это непростая работа: туда морем приходится завозить очистные сооружения, различное оборудование; волонтёров привозят вертолётом. Зато потом мыс Челюскин смогут посещать туристы; некоторые, возможно, вместе с нами захотят принять участие в уборке этих арктических территорий», — рассказал руководитель проектного офиса «Чистая Арктика».
Эксперт подтвердил, что арктический туризм – очень недешёвое удовольствие, и в качестве примера привёл маршрут до мыса Челюскин.
«Если отправляться из Москвы, нужно долететь сначала до Красноярска, потом до Хатанги, а оттуда, если погода позволяет, вертолётом — до самого мыса Челюскин. Конечно, это стоит достаточно дорого», — заключил Андрей Нагибин.
Ранее эксперты рассказали, какое будущее ждёт экологию Арктики.