30 апреля 2025 16:07:07
Эксперты оценили идею дать ФНС право анализировать деятельность бизнес
Минфин предлагает наделить ФНС правом оценивать состояние коммерческих субъектов и формировать выписку, которая будет доступна их контрагентам. Однако участники делового сообщества опасаются, что хорошая идея может быть неудачно реализована
Федеральная налоговая служба может получить новые полномочия по комплексной оценке финансово-хозяйственной деятельности бизнеса и передаче результатов этой оценки другим коммерческим или государственным организациям. Как пишет РБК со ссылкой на свои источники, законопроект разработан Минфином и одобрен правительственной комиссией по законопроектной деятельности. В дальнейшем документ должен пройти рассмотрение в обеих палатах парламента и поступить на подпись президенту, чтобы стать законом. Предполагается, что оценка деятельности юрлиц поможет в том числе самим экономическим субъектам при дальнейшем планировании сотрудничества, а также позволит более эффективно расходовать бюджетные средства в ходе госзакупок и при назначении налоговых льгот.
В комментарии изданию «Московские ведомости» гендиректор петербургской группы компаний «Далпорт», член генерального совета «Деловой России» Олег Николаев отметил, что потенциальная польза от нововведения во многом зависит от того, по какой методике ФНС будет проводить оценку бизнеса, в какой форме и с какими последствиями формировать и передавать другим организациям результаты своего анализа.
«Законопроект Минфина гласит, что ФНС должна разработать соответствующую методику оценки в течение полугода со дня принятия закона. Условие странное. Примерно, как если бы принимали закон, скажем, об ограничении движения электросамокатов, и указывали, что детали – что, как и где ограничивать — будут разработаны уже потом, после принятия. Именно поэтому Центробанк выступил с критикой законопроекта, обратив внимание на вопиющую неконкретность формулировок. Но всё становится на свои места, если допустить, что законопроект просто формализует уже сложившуюся практику ФНС. А там с методикой все ясно: пилотный проект оценки действует с 2023 года. Методика утверждена тогда же постановлением правительства, и ни для кого всё это секретом не является», — сказал Олег Николаев.
По словам собеседника издания, действующая сейчас система оценки налогоплательщика предусматривает прохождение двух этапов. На первом — компания должна подтвердить, что у государства к ней нет никаких претензий. В перечне категорий оценки на первом этапе содержатся 12 пунктов, среди которых безупречная налоговая дисциплина, отсутствие среди бенефициаров компании лиц, связанных с незаконной деятельностью или запрещёнными организациями и т.д. Если хотя бы по одному из этих пунктов выявлено несоответствие, ко второму этапу оценки компания перейти не сможет. На втором этапе компания может набрать максимум 13 баллов по таким критериям, как уровень зарплаты персонала, рентабельность активов, способность исполнять свои обязательства, уровень налоговой нагрузки и т.д.
«В общем, речь об унифицированной оценке без лирических эссе. Для чего она нужна? Во-первых, государство получает возможность сразу отсекать от госзаказа неблагонадёжных претендентов. Во-вторых, балльная система оценки в динамике, на горизонте нескольких лет, наложенная на данные о господдержке, действительно создаёт техническую базу для автоматизированного анализа эффективности такой поддержки. Есть, правда, риск, что тенденция взаимоотношений государства и бизнеса сложится по формуле «бегущему помоги, падающего подтолкни», и критически важен будет тот элемент анализа, который даст ответ на вопрос, по каким причинам «неудачники остаются таковыми. Впрочем, всё сказанное выше справедливо только при допущении, что действующая методика сохранится и впредь. Пока все подталкивает к этому выводу, но кто знает? Поэтому Банк России справедлив в своей критике: лучше бы эту методику заново утвердить как часть законопроекта, чтобы не плодить поводы для беспокойства. Минфин сопротивляется, заявляя, что «замечания ЦБ по своей сути противоречат концепции разработанного законопроекта». Но никто же не мешает выразить свою концепцию максимально ясно», — резюмировал эксперт.
Депутат Мосгордумы от фракции «Новые люди» Александр Даванков назвал идею о наделении ФНС новыми полномочиями полезной по своей сути.
«Мы всегда говорим о том, что бизнесу нужно меньше бумажной волокиты и больше инструментов, которые реально помогают. Если компания ведёт дела честно, платит налоги, сохраняет рабочие места — у неё должна быть возможность это быстро подтвердить. Выписка от ФНС может стать таким «знаком доверия». Это удобно, например, для малого бизнеса, который хочет участвовать в тендерах, искать инвесторов или просто доказать свою надёжность. Но всё зависит от того, как это будет работать на практике. Если методика окажется «сырой» и не будет учитывать специфику конкретных случаев, будет беда. Ведь, к примеру, у туристической компании выручка сильно колеблется в зависимости от сезона, а для только что запустившегося бизнеса нормально первые несколько месяцев показывать убытки. Если таким фирмам без учёта конкретных обстоятельств будут присваивать статус высокого риска, вместо помощи компании получат лишь новые неоправданные проблемы. Поэтому сама идея хорошая. Главное — реализация: гибкая, прозрачная и с возможностью объяснить, если что-то пошло не так», — сказал Александр Даванков.
Депутат МГД назвал обоснованной критику ЦБ, обратившего внимание на то, что в законопроекте не предусмотрена ответственность за разглашение данных из выписок ФНС. Ведь выписки будут содержать полную информацию о компании, которая в случае несанкционированного доступа может навредить бизнесу.
«Представьте, если эти данные попадают не туда. Это может быть просто конкурент, а может — и мошенник. Поэтому тут всё просто: если расширяем права налоговой — обязательно вводим и ответственность за разглашение. Должно быть чётко прописано, кто имеет доступ, при каких условиях, и что будет, если информация уйдёт не туда. Без этого доверия к системе не будет, какой бы удобной она ни была», — подчеркнул Александр Даванков.
По словам законодателя, грамотное использование нового инструмента действительно может упростить жизнь и заказчиков, и потенциальных исполнителей при осуществлении госзакупок, поскольку вместо множества документов можно будет предоставить выписку из ФНС, содержащую всю необходимую информацию.
«Но, опять же, важно понимать: выписка не должна быть автоматическим фильтром. Условно — пришёл на тендер, а у тебя там оценка «средняя» или «ниже среднего» — и тебя сразу отсекают. Хотя причина может быть формальной: сезонный спад, инвестиции, реструктуризация. Это нормально. Главное — чтобы такой инструмент не заменял здравый смысл, а дополнял его», — заключил депутат Мосгордумы.