02 мая 2025 11:21:01
Многие предприниматели не готовы к регистрации
Каждый предприниматель нацелен на повышение узнаваемости своего продукта или услуги. Цель достигается путем разработки уникального логотипа и фирменного стиля. В современных условиях регистрация торговой марки является столь же важной, как и регистрация бизнеса. Тем не менее, многие предприниматели Приморья считают, что защита интеллектуальной собственности стоит слишком дорого и пренебрегают регистрацией. Такая, казалось бы, пустяковая халатность может привести к серьезным последствиям, вплоть до потери бизнеса.
Почему это так важно?
В настоящее время, участились случаи, когда ряд правообладателей проводят масштабные кампании по мониторингу рынка для выявления потенциальных нарушителей и подают иски в суд.
Алена Сергиенко, занимающая пост директора по развитию партнерской сети патентного бюро «Технопарк» и генерального директора Владивостокского филиала «Технопарк Приморье», рассказала о собственной практике восстановления прав правообладателей через суды.
Первый пример касается одного из производителей китайских самокатов. Сергеенко рассказала, что изменения в перечне товаров были обнаружены в реестре случайно. Как выяснилось позднее, их инициировали злоумышленники, подавшие в Роспатент соответствующее заявление от имени патентного поверенного, известного в своих кругах. Адвокатом удалось доказать, что специалист ничего не подписывал, а собственник товаров не был уведомлен о каких-либо изменениях.
В другом случае мошенники подделали письмо-согласие на регистрацию, в результате чего известный бренд был зарегистрирован Роспатентом с небольшой словесной добавкой.
Подобный вид мошенничества доказать очень трудно, так как злоумышленники привлекают в свои схемы третьи лица и используют фальшивые документы, пояснила представитель «Технопарка».
«Зарегистрировав свой логотип в качестве товарного знака в Роспатенте, вы защищаете себя от судебных разбирательств в качестве ответчика по отношению к другим правообладателям, с которыми у нас могут быть тождественные логотипы», — добавила руководитель департамента ВЭД, компания ВЕЛЛ ВЕЙ (ИП Ветрюк И.А) Татьяна Титаренко.
На примере своей компании Титоренко пояснила, что сейчас у нее зарегистрированы три товарных знака, на каждое бизнес-направление, и по одному уже готовятся досудебные письма к ряду нарушителей интеллектуального права.
Итак, зарегистрировав свой логотип как товарный знак в Роспатенте, собственник бизнеса защищает себя, во-первых, от копирования и незаконного использования, во-вторых, от судебных разбирательств в качестве ответчика по отношению к другим правообладателям, с которыми у него могут быть тождественные логотипы.
Цена и целесообразность
Зарегистрированный торговый бренд получает массу возможностей, в том числе выходить в торговые сети.
«Сейчас даже маркетплейсы начинают уделять этому внимание и просят подтвердить наличие у вас торгового знака. Многие практикуют расширение бизнеса через франшизу. Так вот, без регистрации товарного знака это невозможно. Право пользования можно передавать только если фирменные обозначения официально зарегистрированы», — отметила Татьяна Титаренко.
Но стоимость услуги регистрации товарного знака довольно высока, и далеко не каждый предприниматель Приморья готов платить за это деньги.
«Для одних компаний цена составит 45 тыс., для других — 60 тыс. руб. В некоторых случаях, стоимость регистрации товарного знака доходит до 175 тыс. При этом начинающему бизнесу регистрация торгового знака вообще не нужна. Более половины предприниматели закрываются, не проработав на рынке и года. Регистрировать товарный знак нужно, когда ты точно уже в бизнесе, и он стабилен» — уверен предприниматель, общественник Роман Балашов.
По словам бизнесмена, даже если форс-мажор все-таки произошел, можно оперировать договором на услугу создания брендбука или логотипа, заключенным с агентством.
Роман Балашов рассказал о собственном опыте, связанным с использованием его логотипа в Биробиджане:
«Но, когда мы предоставили оппоненту свой договор с рекламным агентством и пригрозили судебными разборками, инцидент был исчерпан».
Однако есть эксперты, которые считают, что всё-таки гораздо целесообразнее сначала защитить свой бизнес, а уже потом вкладывать в него деньги.
«Сделать это можно несколькими способами: зарегистрировать товарный знак, задепонировать авторское право или оформить патент на промышленный образец», — пояснила Татьяна Титаренко.
«Регистрация торгового знака – это неотъемлемая часть предпринимательской деятельности, иначе действовать невозможно», — уверена основатель бренда Kiss the rain Марина Губарева.
«Прежде чем приступать к разработке продукта важно зарегистрировать торговую марку. Ошибка, которую часто совершают дизайнеры, заключается в том, что они сначала занимаются продвижением бренда, а регистрацию откладывают на потом. Между тем, отсутствие официальной регистрации лишает вас возможности получать финансовую поддержку, будь то государственное финансирование или инвестиции», — добавила Губарева.
Алексей Шишкин, предприниматель, маркетинговый стратег, бизнес-блогер и общественный деятель, уверен: необходимость регистрации торгового знака определяет тип бизнеса:
«Один мой знакомый разработал блестящую идею, способную принести миллиарды. Он долго искал инвесторов и удивлялся, почему его рентабельный, высокомаржинальный проект не вызывает интереса. Однажды очередной инвестор, к которому обратился мой товарищ, пояснил, что одной отличной идеи недостаточно, необходима еще и её регистрация, так как велика вероятность того, что после запуска проекта объявятся конкуренты и заберут название вместе с идеей. В результате друг закрыл свой стартап даже не запустив. То есть, если речь идет о защите интеллектуальной собственности — регистрация обязательна. В то же время существует ряд сфер бизнеса, в которых есть возможность отложить регистрацию на более поздний срок».
С чего начать
Процесс патентирования очень непростой и не каждый товарный знак может пройти профессиональный отбор и получить регистрацию. Некачественная предварительная оценка логотипа может привести к отказу Роспатента в регистрации.
«Процедура регистрации в Роспатенте платная, каждая новая попытка оплачивается отдельно и занимает длительное время (порядка 8 месяцев)», — уточнила Татьяна Титаренко.
Прежде чем создавать и вводить в эксплуатацию свой логотип и стиль необходимо убедиться, в том, что на рынке нет уже зарегистрированного схожего логотипа. В противном случае собственник бизнеса может столкнуться с судебными разборками, инициированными правообладателями, финансовыми потерями или дорогостоящим ребрендингом проекта.
«Проверьте свой логотип на охраноспособность и уникальность. Логотип не должен содержать государственной символики, общепринятых слов, выражений, противоречащих моральным нормам, не должен быть похож на культурные объекты. Сделать это можно самостоятельно на сайте Роспатента, в том числе бесплатно, но глубина проверки будет ограничена», — рассказала Татьяна Титаренко.
Эксперты обращают, что на рынке сейчас процветает «инфоцыганство» — в интернете большое количество рекламных предложений от «специалистов», которые создадут больше проблем, чем помощи. Поэтому лучше обратиться к профессиональному патентному поверенному, а не искать услугу по принципу «дешевизны».