Общество
Россия может извлечь выгоду из глобальной борьбы с изменениями климата
Фото
Московские ведомости

Автор: Алексей Черников

14 июня 2025 15:20:00

314

Изменения климата, происходящие под антропогенным влиянием, уже мало у кого вызывают сомнения

По данным Службы по изменению климата Copernicus, 2024 год на Земле стал самым жарким за всю историю метеонаблюдений. Средняя температура впервые превысила доиндустриальные значения более чем на полтора градуса. Однако представления о том, как бороться с этими последствиями деятельности человека, по-прежнему кардинально различаются. 

К примеру, Евросоюз намеревается посредством ускоренного перехода на альтернативные, не связанные с ископаемым топливом источники энергии достигнуть нулевого уровня выбросов углерода в атмосферу к 2050 году. Китай, являющийся второй по величине экономикой мира, в целом не против идти по тому же пути. Но в Пекине считают, что его экономика сильнее зависит от традиционного топлива, поэтому углеродная нейтральность возможна в лучшем случае в 2060 году. К каким целям в борьбе с климатическими изменениями стремятся США, пока не очень понятно, поскольку сразу после вступления в должность президента Дональд Трамп подписал указ о выводе страны из Парижского соглашения по климату, регламентирующего экологические обязательства государств. Как и на первом сроке, Трамп сосредоточил свои усилия на поддержке промышленности и нефтедобычи, а не на снижении экологического ущерба.

Развивающиеся страны всё чаще критикуют те критерии климатической политики, которые продвигаются более богатыми и развитыми странами. Аргументы критиков сводятся к тому, что развивающиеся страны не успели достичь уровня благосостояния, аналогичного Европе или США, а их экономики теперь попадают под искусственные ограничения, обусловленные интересами экологии. В качестве компенсации они требуют субсидий от более богатых государств. В ходе прошлогодней конференции COP29 было достигнуто соглашение о том, что развитые страны будут ежегодно выделять менее богатым государствам $300 млрд на климатические цели. Однако представители Индии, Нигерии, Чили и ряда других стран, сильно зависящих от экспорта или потребления ископаемого топлива, сочли предложенное финансирование категорически недостаточным. 

В России также ведётся всё более активная дискуссия о том, насколько целесообразно и дальше следовать обязательствам, заложенным в Парижском соглашении по климату. Официально Москва декларирует неизменную приверженность данному договору, но эксперты и представители крупного бизнеса призывают оценить соответствие этого соглашения российским национальным интересам. В частности, такой призыв содержится в письме, направленном в Минэкономразвития председателем РСПП Александром Шохиным. Как выяснили «Московские ведомости», для России существует и альтернативный вариант участия в общих усилиях по предотвращению климатических изменений, и для этого не обязательно сосредотачиваться исключительно на цифрах выбросов углерода.

Кандидат технических наук Роман Голунов в беседе с изданием отметил, что некоторые климатические проекты нового типа, реализуемые в том числе в дружественных России странах, подкрепляют практическими действиями призывы развивающихся стран учитывать их интересы при формировании международных экологических обязательств. 

«Фокус внимания только на углеродном следе отвлёк от простых и понятных метрик компенсационных проектов, в которых сразу задействованы как минимум три параметра: лес, вода и биоразнообразие. Территории, на которых управляемо воссоздаются участки леса с водными объектами и водотоками, а также обеспечиваются условия для проживания животных, позволят ответственным компаниям подтверждать фактическим наличием «единиц природы» компенсацию нанесённого ими вынужденного ущерба. Нашим друзьям из стран Африки и Ближнего Востока, таким как Судан и ОАЭ, Россия уже сейчас может предоставить климатические проекты нового поколения на своей территории. Такие проекты предназначены для совместного участия и создания нового рынка коммерческого оборота расширенных квот без опаски быть уличенным в гринвошинге (гринвошинг – маркетинговая стратегия, в результате применения которой компания создаёт преувеличенное или ложное представление о своих экологических усилиях, — прим. авт.). И товары этих стран точно смогут подтвердить свою климатическую нейтральность», — уверен Голунов.

Собеседник пояснил, что в основе таких проектов нового типа лежат две составляющие – природная и управление с использованием искусственного интеллекта. 

«В природной части проекта воспроизводятся те самые участки со счетными параметрами трёх метрик – лес, вода и биоразнообразие. Вторая часть обеспечивает управление природными участками с помощью ИИ и аппарата. Совокупность двух частей проекта позволяет компаниям конвертировать эко-климатические метрики в «живые деньги» или их эквиваленты, а также производить обратный пересчет. Организационный механизм проекта позволяет задействовать поставщиков «российских климатических единиц» по схеме франшизы, что обеспечивает возможность поставки партнёрам больших объёмов с площадей в десятки и даже сотни тысяч гектаров. Следующим этапом реализации совместных проектов должны стать инициативы уже на территориях Африки и Ближнего Востока, в том числе с созданием огромных оазисов и лесных территорий с метриками и по технологиям с участием российских компаний и ученых. Рынок для таких проектов измеряется в год десятками миллионов долларов», — рассказал Голунов. 

Эксперт напомнил и о недавнем выступлении председателя комитета РСПП по климатической политике и углеродному регулированию Андрея Мельниченко, который призвал формировать российскую климатическую политику, исходя из наших национальных интересов, а не следуя в фарватере Китая, США или ЕС. Бизнесмен подчеркнул, что Россия играет значимую роль в общемировой борьбе с изменениями климата, но резкий энергопереход не отвечает ее интересам, поскольку в таком случае исчезнет половина текущего экспортного потенциала страны, который приходится на углеводороды, а внутри страны появятся излишние экономические барьеры. Поэтому борьбу с изменениями климата нужно вести, опираясь на научные данные и баланс экономических и экологических интересов, а не на декларации развитых стран Запада. 

«Обозначенное выше российское предложение по реализации климатических проектов нового поколения позволяет сразу реализовать на практике предложения авторитетного международного предпринимателя с выгодой для всех участников», — резюмировал Роман Голунов.

Реклама