22 июня 2025 18:46:01
Что это значит для России
США нанесли серию ракетных и бомбовых ударов по объектам ядерной инфраструктуры Ирана. Президент Соединенных Штатов Дональд Трамп назвал атаку успешной и призвал Иран к миру. В то же время ряд источников сообщил, что часть объектов не пострадала, а уран был вывезен из ядерного центра в Фордо за сутки до нападения.
Примерно в 3 часа ночи по московскому времени президент Трамп заявил, что США «успешно завершили атаку на три ядерных объекта в Иране, включая Фордо, Натанз и Исфахан»; «на главный объект, Фордо, был сброшен полный боезапас бомб», и уже традиционно отметил, что «сейчас настало время мира», однако уже через пару часов на пресс-конференции в Белом доме заявил, что, если Иран ответит, то американцы продолжат атаки и у них есть ещё много целей.
Организация по атомной энергии Ирана сообщила, что страна не откажется от ядерной программы, а глава МИД Ирана Аббас Аракчи подчеркнул, что Иран продолжит защищать себя всеми доступными средствами.
Йеменские хуситы заявили о намерении атаковать объекты США в Красном море в ответ на американские удары по ядерным объектам Иран
Новый виток эскалации на Ближнем Востоке может погрузить в хаос не только весь регион, но и мировую экономику. Потенциально Иран вместе с хуситами могут перекрыть две ключевые артерии международной торговли: Ормузский пролив в Персидском заливе и Баб-эль-Мандебский пролив в Красном море. Ряд мониторинговых СМИ уже отметил передвижения иранского ВМС в направлении Ормузского пролива.
Бывший президент России Дмитрий Медведев написал в своём блоге о более опасных последствиях данной атаки США на Иран, чем просто экономический кризис.
«Ряд стран готов напрямую поставить Ирану свой ядерный боекомплект», — отметил Медведев.
О возможных вариантах развития конфликта, а также его последствиях для России и всего мира изданию «Московские ведомости» рассказал эксперт по Ближнему Востоку, кандидат политических наук Игорь Егоров.
«Давайте сначала про сценарии. Мы видели много дипломатической активности Ирана в Европе и в Турции перед атакой американцев. Детали переговоров остаются за кулисами. Самый позитивный сценарий – это условный «договорняк». США наносят удары по центрам, чтобы обозначить свою победу, при этом Иран, о чем свидетельствуют снимки со спутников, вывозит часть урана и оборудования с ядерных объектов до атаки. Иран ограниченно отвечает по американским базам, объявляет месть успешной и на этом все садятся за стол переговоров и прекращают активную фазу боевых действий. В прошлом такой сценарий уже срабатывал несколько раз между Израилем и Ираном», — рассказал политолог.
Вместе с тем эксперт отметил, что «сейчас позитивный сценарий не является базовым. Несколько более вероятно продолжение конфликта. Иран нанесет новые удары по Израилю, самостоятельно или через своих-прокси в Ираке и Ливане, через хуситов ударит по базам США в регионе, а также попытается перекрыть Ормузский пролив и ограничить движение по Красному морю через Баб-эль-Мандебский пролив. Это потребует от США уже полномасштабного участия в конфликте, действий на воде и воздухе, возможно и на земле».
«Я писал свою диссертацию на тему Персидского залива. Нужно понимать, что добыча газа и нефти, нефтяные терминалы и терминалы СПГ чрезвычайно уязвимы для потенциальных атак Ирана и хуситов. На примере российско-украинского конфликта мы это всё прекрасно видим, а в заливе такие маленькие расстояния между ключевыми точками мирового нефтегазового сектора, что удары при желании можно нанести даже дешевыми фпв-дронами и дронами на оптоволокне, против которых традиционное и дорогое ПВО просто бесполезно. Конечно, нужно учитывать, что конфликт в Персидском заливе напрямую и в первую очередь повлияет на поставки нефти и газа в Азию. Более того, на поставки в Китай, который закупает много нефти у Ирана и почти 25 процентов всего СПГ у Катара. Однако у Поднебесной есть возможность диверсифицировать свои поставки в относительно сжатые сроки – из России, — отметил эксперт. — Затягивание и расширение конфликта будет играть против американцев и израильтян. Я считаю, американцы полагают, что в крайнем случае, задействовав все свои силы, смогут «вбомбить» Иран в каменный век и заставить капитулировать. Однако если этого не получится, то единственной опцией останется наземная миссия, успех которой под большим вопросом. Однако сейчас Пентагон и сам Дональд Трамп, скорее всего, стараются даже не думать об этом. Это супернегативный сценарий с непрогнозируемым исходом вплоть до применения тактического ядерного оружия и глобальной катастрофы», — резюмировал свои опасения Игорь Егоров.
На вопрос, что данная эскалация значит для России, политолог сначала указал на самые очевидные и прямые последствия, включая ослабление санкционного давления, консолидацию с российскими союзниками в Азии, а также провал на текущем этапе европейских функционеров снизить потолок цен на российскую нефть до 45 долларов.
«Да, напали на союзника России, но при этом санкции против российской нефти, против нашего теневого флота только начали давать реальный результат, именно в 2025 году европейцы почувствовали, что это частично работает. Начали комплексно бить в эту сторону. И, вот, сразу конфликт с перспективой перекрытия всего Персидского залива. Все планы по нефтяному и газовому давлению на РФ приходится откладывать. Для России это очень позитивно, взлет нефти может еще укрепить рубль, тогда ЦБ РФ будет вынужден быстрее снижать ключевую ставку, а российской экономике станет, чем дышать», — подытожил Игорь Егоров.
Эксперт прокомментировал слова Дмитрия Медведева о возможности передачи ядерного боезаряда Ирану третьими странами.
«Когда мы говорим про передачу ядерного оружия, то здесь всегда нужно добавлять «якобы». Этот вариант вполне реален, учитывая исторический опыт. Например, СССР «якобы» передал ядерное оружие КНР для усиления своего союзника. А, вот, например, Израиль «якобы» получил ядерную бомбу от Франции, которая таким образом ответила на ряд поражений, нанесенных ей на Ближнем Востоке со стороны СССР и Великобритании. Ядерная программа КНДР – многие также полагают, что здесь «якобы» не обошлось без помощи, скажем так, соседних стран. Учитывая, как сейчас все быстро меняется, как рушатся последние международные договоренности, Медведев может оказаться прав», — подчеркнул политолог.