Культура
Психолог Валерий Ивановский назвал основной закон творчества
Фото
Пресс-служба МХПИ

12 сентября 2025 23:00:36

500

Творчество всегда должно предлагать что-то новое, движущее вперёд жизнь человека. Об этом рассказал психолог Валерий Ивановский, комментируя инсталляции, представленные студентами Московского художественно-промышленного института (МХПИ) на выставке в МТС LIVE ХОЛЛ

Студенты МХПИ презентовали огромного осьминога из соломы и коня с ирокезом из веников на выставке «Русский дом. Креативные регионы», где участвуют художники и дизайнеры со всей России, демонстрирующие народные промыслы во всём их многообразии и современные интерпретации традиционных ремёсел.

Одним из наиболее заметных арт-объектов стал четырехметровый соломенный осьминог, созданный студентами 3-го курса МХПИ Ксенией Ивановой и Ингой Логвиненко. 

Фото: пресс-служба МХПИ

Фигура высотой 3,5 м и шириной 4,5 м расположилась на 50-сантиметровом постаменте. Для её изготовления использовались металлический каркас, фанера, монтажная пена, клей и солома. Создатели экспоната признались, что работать с хрупкой соломой оказалось очень непросто, и пришлось привлечь более опытных мастеров. На весь процесс ушло две недели. Девушки пояснили, что таким образом решили по-новому взглянуть на традиционный русский материал, изготовив из него фигуру морского животного. В этом арт-объекте многовековая отечественная культура переосмысляется в современном ключе.

«Осьминог стал для нас настоящим вызовом — мы делали его практически с нуля, осваивая традиционные техники работы с соломой и адаптируя их под современные задачи. Это живой пример того, как русские ремесла могут развиваться и находить новые формы выражения», — рассказали авторы проекта.

Помимо осьминога Ксения Иванова и Инга Логвиненко подготовили соломенного коня с ирокезом из веников — еще один пример современной интерпретации русской символики.

«Работа над конем потребовала совершенно иного подхода. Пластиковая основа значительно упростила задачу, но при формировании гривы возникли технические сложности. Клей не справлялся с весом веников, поэтому мы решили использовать фанерный каркас как более надежную основу», — поделились студенты.

Фото: пресс-служба МХПИ

Клинический психолог Валерий Ивановский оценил представленные арт-объекты, назвав их очень интересными. По его словам, выставка в очередной раз поднимает вопросы о сущности творчества и его инструментарии. 

«В традиционном подходе творчество воспринимается как некий мистический акт самовыражения, при котором творец оформляет и выносит вовне часть своего внутреннего мира, осмысливает мир и предлагает другим людям эмоционально присоединиться к этому осмыслению, соучаствовать и сопереживать ему. При таком подходе зачастую форма превалирует над содержанием, однако существует и другой подход к творчеству, когда оно воспринимается не как результат вдохновения, рвущегося наружу, а как рациональное созидание, имеющее определённые цели и задачи. В случае с соломенным осьминогом мы имеем дело не с эклектикой, пытающейся сочетать морскую фауну с традиционной русской соломой, а с формой как знаком, через который передаётся определённое содержание, определённый смысл, который должен через поведение других людей изменить что-то в окружающем мире», — пояснил психолог.

Валерий Ивановский подчеркнул, что в такой парадигме форма становится вторичной, а на первый план выходит осмысление, которое по определению рационально и всегда преследует какую-то практическую цель – решение проблемы или задачи, стоящей перед человеком. 

«Под задачей, решение которой мы ищем, обычно подразумеваются определённые ценности, установки, потребности человека. Когда творчество становится таким осмысляющим, влияющим, воздействующим, большие требования предъявляются и к навыкам и умениям творца. Если форма вторична и нужна лишь для создания знака, за которым должен стоять некий большой смысл, а первичен сам смысл, то сосредотачиваться исключительно на значении формы – это путь в никуда. Большое творчество требует максимального упрощения формы, чтобы за ней явственно проступало содержание. Уменьшение формы при одновременном увеличении содержания можно назвать основным законом творчества. Поэтому любой мастер, прежде чем творить, должен научиться отлично обращаться с материалом, с которым он работает, чтобы сосредоточиться на главном смысле творчества. Творчество всегда должно предлагать что-то новое, движущее вперёд жизнь человека, его результативность и культуру. Эта выставка показала, что истинное творчество – это сплав мастерства ремесленного и мастерства интеллектуального. Только навык, помноженный на великое знание, даст действительно грандиозный результат», — резюмировал Валерий Ивановский.

Реклама