Транспорт
Почему в России невыгодно производить моторы и КПП
Фото
Московские ведомости

Автор: Яна Соловьева

03 ноября 2025 12:40:24

372

В среде российских автомобилистов развернулась дискуссия о принципиальной возможности создания в стране полноценного автомобилестроения, включая разработку и производство собственных двигателей и трансмиссий. Одни эксперты считают это возможной перспективой на будущее, другие указывают на нерентабельность производства

«Для объективной оценки необходимо сравнивать не абстрактные показатели, а конкретные бизнес-модели. В качестве успешного примера можно привести Германию, где при населении на 50 миллионов человек меньше, чем в России, а автомобильная промышленность долгое время оставалась одним из столбов экономики, несмотря на высокие затраты на рабочую силу и энергоносители», — сказал главный редактор журнала «За рулём» Максим Кадаков.

По его словам, ключевое различие заключается в масштабе и степени интеграции автопрома в мировую экономику.

«Когда мы говорим, что Volkswagen продает 9 миллионов автомобилей в год, а Mercedes и BMW — по 2,5 миллиона, мы должны понимать: у этих 9 миллионов — сумасшедшая унификация, — отмечает эксперт — Открываем капот Audi, Volkswagen, Skoda — генераторы, стартеры, блоки цилиндров зачастую одинаковые. Это огромная экономия на разработке и закупках, которую невозможно достичь на малых объемах».

Что касается России, то крупнейший российский автопроизводитель «АвтоВАЗ» выпустил в прошлом году около 525 тысяч автомобилей. Планы по экспорту в ближайшие страны оцениваются в 30 тысяч единиц — для глобальных концернов это величина статистической погрешности.

«Немецкий автопром — это не несколько заводов, а мощнейшая экосистема из тысяч средних и малых компаний-субпоставщиков, которые разрабатывают и производят все — от сложнейших фар до тормозных систем. Ни один автозавод в Германии не разрабатывает фару самостоятельно, это делают специализированные компании. Та же история с подшипниками, стёклами, тормозными дисками. Завод-производитель выступает интегратором, а не универсальным производителем всего на свете», — добавил Кадаков.

В России же подобная глубокая кооперационная сеть и компонентная база находятся в зачаточном состоянии. Создание с нуля, к примеру, современного двигателя требует колоссальных инвестиций, которые невозможно отбить на объемах в сотни тысяч машин.

Реклама