Общество
Неэкономические методы: зачем Медведев велел силовикам вернуть доверие бизнеса
Фото

Автор: Антон Стариков

30 октября 2019 15:50:57

485

Как отмечают некоторые представители бизнес-сообщества, если ты занимаешься успешным предпринимательством, будь готов к тому, что рано или поздно в твою дверь могут постучаться силовики, которые заходят этот бизнес, либо взять под свою «крышу», либо банально отобрать. Многие предприниматели усвоили эту печальную аксиому на собственном опыте. Защититься от «опеки» людей в погонах, по их словам, шансов мало. В лучшем случае просто останешься без всего, что кропотливо выстраивал долгие годы. В худшем еще и в тюрьму попадешь. На инвестиционном климате подобные перспективы, понятно сказываются не лучшим образом. И власть этим вроде как сильно озабочена.

Во вторник 29 октября российский премьер Дмитрий Медведев поручил министерствам ускорить экономический рост и создать условия для привлечения инвестиций. Для этого власть обещает заняться реформой правоохранительной системы и судебной системы, цель которой повышение доверия к силовикам и судьям. Свои предложения на этот счет к середине декабря должны представить МВД, ФСБ, Росгвардия, Минэкономразвития и бизнес-омбудсмен Борис Титов.

Факт того, что Россия не слишком привлекательна для инвесторов, которые хотят играть в игры по понятным правилам и гарантий безопасности, признавался властями и ранее. Крайний раз не Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ), который прошел минувшим летом на берегах Невы. Сам Путин, выступая на мероприятии говорил, что необходимо убрать даже формальные возможности давления на бизнес, а ряды силовиков подчистить и давал соответствующие поручения. Президенту вторил глава минфина Антон Силуанов. Поводами для подобных высказываний, вероятно, послужили резонансное дело против основателя фонда Baring Vostok Майкла Калви и история с основателем компании «Рольф» Сергеем Петровым, заочно арестованным и обвиненным в выводе в оффшор 4 миллиардов.

Говорилось на форуме вообще много чего. Причем, озвучивались вполне конкретные инициативы. Счетной палатой и Минфином предлагалось перевести из разряда уголовных в разряд административных такие преступления, как незаконное предпринимательство и незаконное использование товарного знака, а также вернуть в закон действовавшую до 2014 года норму, в соответствии с которой, уголовные дела по налоговым преступлениям возбуждались только на основании заключения сотрудников ФНС. Однако все это так и осталось словами. Официально никаких предложений по реформированию судебной и правоохранительной системы в кабмин так и не поступило.

Спустя три месяца после окончания ПМЭФ предложения по реформирования правоохранительной системы озвучивались в Министерстве экономического развития. Говорилось, например, что необходимо исключить возможность признания холдинга организованной преступной группой, а сотрудников участниками этой группы. Ограничить такую практику президент требовал от Совфеда, но его поручение так и не исполнили. В беседе с «Ведомостями» депутат Госдумы Рифат Шайхутдинов сообщил, что в администрации президента пока еще не решили, как реализовать поручение главы государства. Рассматриваются два варианта: либо уточнение понятия преступной организации, либо установление прямого запрета на совмещение обвинений по определенным статьям с обвинениями в организации преступного сообщества.

И вот в октябре Медведев вспомнил про бизнес, решив закрепить летний президентский спич на международном экономическом форуме. Все, казалось бы, хорошо, вот только слова расходятся с делом. Будто в Зазеркалье, ответом на поручение не «кошмарить» бизнес становится не усовершенствование законодательства, а уголовное дело в отношении Валерия Израйлита, вопреки указаниям Путина не трогать тех, кто попал под амнистию капитала. Реакция со стороны бизнес-сообщества на такие вещи закономерна. Недоверие бизнесменов к правоохранительным структурам и судебной системе (читай к государству — прим.авт), как показал закрытый опрос /экспертов, проведенный ФСО, увеличивается с каждым годом. Если два года назад силовикам не доверяло 45%, опрошенных, год назад эта цифра составляла уже 51,5%, а в нынешнем году выросла до  — 66,7%. Большая половина при этом (55%) не доверяют судам . Доверить государственному суду решать хозяйственные споры готовы лишь 43,3% респондентов — третейскому 30,1% . А 10,8% вообще не доверяют никаким судам. 66,9% опрошенных представителями спецслужбы экспертов (адвокатов, ученых юристов, прокурорских работников и правозащитников) не считают правосудие в России независимым и объективным. Среди опрошенных Федеральной службой охраны предпринимателей 84,3% в результате уголовного преследования полностью или частично лишились своего дела, а 73,8% — потеряли рабочие места. Как говорится «шах и мат».

Статистика, которую приводят «Ведомости», говорит и о рекордном сокращении иностранных инвестиций, которые за 2018 год упали более, чем в три раза и составили всего 8,8 миллиардов долларов. В I квартале 2019 года ситуация немного выровнялась и инвестиций стало на 1,4 миллиарда долларов больше, однако существенного их роста, по прогнозам экспертов, ждать не стоит из-за плохого инвестиционного имиджа и санкций. Однако российские власти упорно надеются на приток иностранного капитала. По прогнозам Минэкономразвития к 2024 году доля иностранных инвестиций в экономике должна доходить до четверти ВВП.

Но реальность, как уже было сказано, сильно расходится с планами, которых, по словам Медведева, у нас «громадье». Ситуация вообще немного комична сама по себе. Чтобы поручить силовикам подумать над тем, как бы к ним самим выросло доверие, нужно обладать определенным чувством юмора. Впрочем, похоже, что заявлениями Дмитрия Анатольевича уже давно движет простое желание удержаться в информационной повестке. То четырехнедельную рабочую неделю премьер предложит обсудить, то за бизнес в очередной раз заступится.

Ну а, что касается доверия, одних деклараций, и даже росчерков пера под законодательными актами здесь явно недостаточно. Доверие складывается годами из постоянных действий. Пока же мы бизнес слышит только соответствующие слова.

Реклама