Общество
На востоке Москвы число онкобольных выросло в 4 раза — эксперты
Фото

Автор: Борис Куркин

06 ноября 2019 09:39:54

633

Власти упорно не хотят отказываться от опасного метода утилизации твердых отходов, несмотря на его расположение под окнами жилых высоток.

Ранее СМИ рассказывали о конфликте из-за планов госкорпорации «Ростех» возвести к 2022 году в Подмосковье сразу четыре мусосросжигательных завода: в Солнечногорске, Ногинске, Воскресенске и Наро-Фоминске.

Тем временем уже работающее подобное производство на востоке Москвы стало символом  многолетней безуспешной борьбы местных жителей с этим вредным производством. Речь идет о мусоросжигательном заводе в Некрасовке.

Месяц назад  Замоскворецкий суд отказал в удовлетворении иска о закрытии МСЗ-4, сославшись на постановление главного санитарного врача России о сокращении санитарно-защитной зоны от 04.04.2019 № 6-РС33. Постановление, в свою очередь, вынесено на основании экспертного заключения Федерального научного центра гигиены им.Ф. Эрисмана. 

По данным группы «Закрыть МСЗ №4», в заключении сообщается, что  ближайшие жилые застройки, расположенные относительно МСЗ № 4 в северном (на расстоянии 295 метров), южном (440 метров) направлениях могут попадать при южном и северном ветре ( соответственно 13 % и 11 % дней в году) под влияние выбросов от источников загрязняющих атмосферу МСЗ № 4. Таким образом, объекты из перечня (жилые зоны) расположены «относительно благоприятно по отношению к рассматриваемому объекту»; санитарно-защитная зона может проходить вдоль границы ООПТ «Природно-исторический парк Косинский» и вдоль планируемой жилой застройки района Некрасовка; максимальный вклад в значения суммарного канцерогенного риска будет вносить хром шестивалентный, кобальт, свинец, мышьяк, бензапирены, диоксины, формальдегиды, ацетальдегиды, но, «учитывая, что эти уровни риска воспринимаются населением как пренебрежительно малые, то в данной работе оценка популяционного риска не проводилась».

Авторы опубликовавшей материалы группы негодуют: «Так называемые эксперты официально пришли к выводу что от 1 до 1,5 месяцев в году жилая застройка возле МСЗ 4 попадает под вредные выбросы и сочли данный фактор для жителей относительно благоприятным!!!!!!»

При сжигании объем отходов уменьшается лишь на 30%, что позволяет усомниться в целесообразности операции, но самое главное — «качество» мусора изменится в худшую сторону. Когда сгорают твердые коммунальные отходы, которые обычно относят к четвертому и пятому классам опасности, образуется зола и шлак —  из-за образующихся диоксинов их ученые  считают высокотоксичным мусором более опасного порядка (первый класс). Житель соседней с Некрасовкой  Кожуховкой Алексей Тихонович говорит, что власть находится в патовой ситуации, поскольку нужно  выбрать что-то одно – либо завод, либо жилье. «Разрубить гордиев узел сложно. Поэтому обосновывается санитарно-защитная зона, которая вызывает улыбку: размеры зоны варьируются от реально существующего расстояния между жилыми кварталами и заводом.

Сотрудник Фонда борьбы с коррупцией Николай Ляскин в снятом организацией фильме утверждает, что до сих пор там оперировали минимально возможным расстоянием между территорией завода и жилой зоной – при допустимом 1 километре в Некрасовке расстояние от трубы до ближайшего дома было лишь 1 км. и 100 м. Но этого оказалось мало и теперь начали строить высотки еще ближе, а чтобы придать этому законности снизили санитарный барьер: 

«1 километр расстояния – это труба в окнах квартир», — говорит активист.

Ляскин утверждает, что принадлежащую мэрии станцию экомониторинга, работающую возле предприятия, отключают, когда мусоросжигательный завод работает на полную мощность.

Общественники считают, что упорство, с которым власть отказывается переносить МСЗ-4, объясняется влиятельностью эксплуатанта завода. Речь, по их словам, идет о сыне генпрокурора РФ Юрия Чайки. Ему принадлежит компания «Хартия», которая является официальным оператором правительства Москвы по обращению с отходами, говорится на сайте компании. Последнее там по времени упоминание района, подверженного загрязнению – это фотоотчет о дне города в Косино-Ухтомском районе, где компания выступила техническим партнером празднования. На фото запечатлены жители, радующиеся жизни.

Тихонович приводит данные медиков о том, что в районе Косино-Ухтомский, подпадающего под загрязнение от завода, заболеваемость онкологическими заболеваниями в 2012-2016 годах выросла в 4 раза (со 112 до 471).

Депутат Мосгордумы Евгений Ступин, который занимается тяжбой, говорит, что решение суда политически мотивировано, поскольку заводом управляет сын Генерального прокурора, а принадлежит предприятие правительству Москвы: «Они не заинтересованы в потере доходов. Они не знают, что есть альтернативные и выгодные способы утилизации отходов, основанные на раздельном сборе отходов».

Юрист обещает дойти до Европейского суда по правам человека.

Ступин свою цель работы в Мосгордуме обозначает как «трудный путь закрытия МСЗ 4».

«Пусть Чайка-младший приедет и подышит нашим воздухом», — говорят жители Некрасовки.

Реклама