Общество
Учиться для пользы дела: психолог рассказала, как влияет перегрузка на здоровье ребенка
Фото
https://zen.yandex.uz/

Автор: Дарья Евсеева

09 ноября 2019 15:26:08

403

В последнее время проблемы в сфере образования стали широко выходить в публичную плоскость. Существует множество структур, регламентов, которые регулируют эту сферу, отвечают за решение возникающих в ней трудностей. Детей надо одевать, кормить, преподавать им необходимые знания и передавать им определенные навыки, чтобы они не терялись в современном мире. Родители и образовательные учреждения помогают им в этом. При неправильном распорядке дня, некорректно составленном расписании или других факторах дети могут быть подвержены перенапряжению. Это тоже важный вопрос. Кроме того, все молодые люди, поступившие в педагогический вуз, готовы брать на себя ответственность как учителя. Как заявила министр просвещения РФ Ольга Васильева, в нашей стране не хватает молодых специалистов в этой области.

В СМИ появились сообщения о том, что школьники в некоторых учреждениях Фрунзенского района Ярославской области переутомляются, возможно, из-за того, что «указанные [в СанПиН 2.4.2.2821-10 «Требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» — прим. ред.] требования при составлении расписания на текущий учебный год учтены не в полном объеме», согласно сообщению пресс-службы прокуратуры.

В СанПиН 2.4.2.2821-10 сказано, что предельная нагрузка для первоклассников — 21 академический час, а для старшеклассников — 34 часа или, если шестидневная неделя, 37, а расписание составляется с учетом сложности предметов: «Для обучающихся 1-х классов наиболее трудные предметы должны проводить на 2-м уроке; 2-4-х классов — на 2-3-м уроках; для обучающихся 5-11-х классов на 2-4-м уроках», «контрольные работы рекомендуется проводить на 2-4-м уроках» (пункт 10.8).

«Для облегчения и сокращения периода адаптации к образовательному процессу обучающихся компенсирующих классов следует обеспечить медико-психологической помощью, осуществляемой педагогами-психологами, врачами-педиатрами, учителями-логопедами, другими специально подготовленными педагогическими работниками, а также с применением информационно-коммуникационных технологий, наглядных пособий», — сказано в документе (п.10.16).

Корреспондент «Московских ведомостей» обсудил со старшим психологом и бизнес-тренером Тренинг-центра «Альта БАРС» Татьяной Захарченко, как влияет перегрузка на здоровье ребенка и как ему помогать справиться с возникающими у него трудностями.

«Любая перегрузка негативно сказывается на здоровье, не важно — будь то ребенок или взрослый. Когда мы переутомляемся, наш организм физически и психологически испытывает стресс. И, соответственно, происходят автоматические реакции, то есть отсекается все лишнее. Информация просто перестает поступать и усваиваться должным образом. Школьники находятся в фазе активного роста, взросления, формирования организма. Идет глобальная перестройка как психических, так и физиологических процессов на всех уровнях», — отметила Татьяна Захарченко. — «В связи с этим подросткам необходимо огромное количество энергии, поступающей извне. Любые перегрузки сказываются на них крайне негативно, и, естественно, это отражается на успеваемости. Ребенок просто не может усвоить весь объем информации, который ему необходим по школьной программе. Он может сидеть за книжками часами, зубрить одно и то же, при этом, когда у него не получается ничего запомнить и понять, он начинает чувствовать себя неполноценным. Думает, что с ним что-то не так, ведь ему задают эту информацию, ее необходимо выучить — значит, это возможно. Соответственно, мы получаем еще травматические, психологические сбои. Главный помощник в этом случае, конечно, родители. И мама, и папа».

Психолог советует «создать для ребенка условия, которые максимально исключают другие стрессовые факторы: сглаживать конфликтные ситуации, не вовлекать в них ребенка, открываться ему, выходить с ним на конструктивный диалог, а не воспринимать». Также Татьяна Захарченко рекомендует не переусердствовать с дополнительными секциями и кружками, поскольку есть риск, что «ребенок откажется от всего, дополнительный минус — у него полностью пропадает мотивация к учебе».

Кроме того, важно «всеми силами и ресурсами оказать максимальную поддержку ребенку, встать на его защиту и понять, когда ему нужна помощь. Не всегда это очевидно, иногда это выражается в повышенной конфликтности, непонимании. Задача родителей воспринять это не как негативное проявление характера, а как просьбу о помощи».

«У ребенка должно быть достаточно времени для сна и восстановления жизненных сил — минимум 8 часов. Должно быть личное время, для того чтобы ребенок потратить, допустим, час-два на те дела, которые ему необходимы. Абсолютно не важно, что это будет — посидеть в компьютере, в телефоне, сходить погулять, послушать музыку. Надо постараться дать ребенку возможность для отдыха, естественно, не освобождая его от семейных обязанностей. Они благотворно сказываются на формировании личности. Но привлечение это должно с умом — в соответствии с его возрастом и психофизиологическим развитием. Не требовать лишнего», — заключила эксперт. — «Также обязательно полноценное, правильное питание».

Помимо загруженности детей в школах, существует ещё проблема того, какие специалисты проводят с ними уроки. Министр просвещения Ольга Васильева на Всероссийском съезде учителей сельских школ в Белгородской области заявила, что лишь 30% выпускников педагогических университетов идут работать в школу и что учителей старой закалки гораздо больше.

«У нас на сегодняшний день 23% людей, которые перешли черту пенсионную, и 19% — те, которые к ней приближаются, <…> 5,9% — кому до 29 лет», — отметила О. Васильева. Однако министр уверена, что «нужно вернуть сейчас тот объём практики, который когда-то был». Тогда молодые люди не будут бояться идти в профессию.

Заместитель директора АНО «Институт проблем образовательной политики «Эврика» Ольга Устюгова полагает, что «это зависит от региона, от заработной платы, которую предлагают молодым педагогам». «То есть в тех регионах, где зарплата является конкурентоспособной в этой области относительно других отраслей экономики, выпускники вузов с большей охотой идут работать в школу», — заключила она.

Существуют проблемы, касающиеся и питания в школе. Ранее СМИ писали о скандале, связанном с отравлением детей в некоторых московских дошкольных учреждениях. Инцидент произошёл в конце декабря 2018 г.

Реклама