Общество
Эксперты рассказали, как изменится туристический рынок в случае ухудшения эпидемиологической ситуации
Фото
David Goldman
AP Photo

Автор: Алёна Лобанова

29 октября 2020 19:30:35

816

Генеральный директор туристической компании TUI Россия Тарас Демура отметил, что состояние туристического рынка сейчас напрямую зависит от развития ситуации с COVID-19.

По мнению эксперта, туристическая отрасль может восстановиться в 2022 году, если после нового года вакцины покажут свою эффективность и станут массовыми. Однако если ситуация затянется на ближайшие 1-2 года, то отрасль сильно переформатируется. 

По оценкам эксперта, с рынка этой зимой могут уйти несколько мелких компаний, после чего произойдет укрупнение, как это всегда происходит в кризис. 

Глава TUI Россия отметил, что в настоящее время нет новых форматов в туризме, позволяющих быстро реанимировать отрасль и минимизировать убытки. Появляются лишь промежуточные варианты: например, отели и частный сектор предлагают себя как место для удаленной работы. 

«Многие подмосковные отели заполнены такого рода клиентами, которые заезжают на 2-3 месяца и работают на удаленке», – рассказал он.

Руководитель туристической компании «Ингостур центр» Александр Казин в беседе с корреспондентом «Московских ведомостей» рассказал, как изменится туристическая отрасль в случае затяжного восстановления эпидемиологической ситуации в мире. 

«Среди участников туристического рынка выстоят, в основном, авиакомпании, поскольку они получают помощь от государства, и отели, имеющие возможность сдавать номера для командировочных, для той же удаленной работы, для изоляции родителей в возрасте или семей. Кроме того, отелям проще кредитоваться, так как банкам понятнее залог отеля по сравнению с туроператором, например», – поделился своими прогнозами эксперт. 

«Для туроператоров действительно будут непростые времена, уже сейчас можно наблюдать кризис доверия туристов туроператорам, которые не исполнили свои обязательства из-за коронавируса. Час истины наступит в следующем году, когда придется либо исполнить обязательства, либо возвращать туристам ранее полученные средства. Вот тут и возможны разорения туроператоров, тем более что туризм является весьма низкомаржинальной сферой. Предполагаю, что останутся те из них, кто будет способен сначала оказать услугу, потом получить за нее оплату. Такой подход вернет доверие туристов и даже приведет к росту пользующихся услугами туроператоров, например, через эскроу-счета. Это гарантирует оплату от туриста, одновременно являясь гарантией возврата средств при отмене тура, – отметил собеседник издания. – Некоторые турагентства, скорее всего, закроются, некоторые «заморозятся». Причем мелким будет даже легче выжить, чем крупным и средним. У мелкого турагентства основные затраты – аренда, от которой можно и отказаться, пока нет туристов. А с возобновлением туризма такие агентства моментально воспрянут. Сложнее будет тем, у кого много наемного персонала: их бизнес-модель предполагает постоянные продажи, а перерыв может стать большой проблемой». 

По словам руководителя туркомпании, тяжело переживать длительный период нахождения методов предотвращения заражения и лечения коронавируса будут также рестораны и частные музеи. 

«Если государственные музеи поддержат, то частные музеи попадут в условия, когда и от аренды отказаться не получится, и дохода от туристов не будет. Их эффективный путь развития – это перенос контента в онлайн, лекции, авторские экскурсии, выступления и даже варианты шоу за небольшую плату с интернет-пользователей, – рассказал Александр Казин. – Очень много информации перейдет в онлайн, турагентства все чаще будут выступать в роли консультантов. Туроператоры как прежде будут формировать продукт и пытаться продавать значимую часть напрямую. Аналогично отели (это мы видим уже сейчас) будут увеличивать долю прямых продаж клиентам. Поездок станет меньше, каждая при этом может оказаться дороже». 

«С другой стороны, уже есть успехи в нахождении новых методов лечения, появляется все больше вариантов вакцин, да и просто растет количество переболевших, имеющих иммунитет. Так что рабочим вариантом можно считать запуск массовой вакцинации в декабре 2020 — январе 2021 года, причем в первую очередь надо начинать с крупных городов, где количество зараженных выше и больше количество возможных контактов между людьми. Это связано и с особенностями логистики в стране, когда львиная доля внутри российских маршрутов проложены через Москву или Санкт-Петербург (в меньшей степени), что делает их более уязвимыми перед эпидемиями. Соответственно, должно развиваться прямое сообщение между регионами, — подчеркнул эксперт. 

Он также отметил сокращение в выездном туризме по сравнению с докоронавирусным временем числа направлений с прямыми авиаперелетами. По его словам, будут введены методы дополнительного контроля пассажиров и их изоляции.

«Возможны изменения как в компоновке бортов, так и тестирования перед посадкой на борт. Видимо, появятся оперативные тесты, дающие моментальный результат, а их прохождение станет обязательным для посадки. Вместе с тем это вызовет удорожание авиаперевозки. Все большее количество людей будут выбирать индивидуальный транспорт», – заключил собеседник «Московских ведомостей». 

Реклама