Общество
«Лицея день заветный»: вырастившая Пушкина школа отмечает 210 лет
Фото
Московские Ведомости

Автор: Евгения Попова

19 октября 2021 17:21:37

736

19 октября 1811 года открылся Царскосельский лицей. Школа, взрастившая великого российского поэта Александра Сергеевича Пушкина, а вместе с ним целую плеяду талантливых воспитанников, была революционной во всех смыслах

Изначально Императорский Царскосельский лицей был задуман реформатором Александром I как закрытая мужская школа, в которой планировалось обучать императорских детей наряду с отпрысками дворян, в том числе, из обедневших родов. Это было неслыханным новшеством: ранее царские наследники в России получали домашнее воспитание. Вторая особенность лицея заключалась в том, что ученикам давалось разносторонне образование, учитывая особенности их развития: «Пушкин, садитесь и продолжайте писать стихи», – сказал сконфуженному Александру, не смогшему решить задачу, преподаватель математики Карцов. 

Выдержав строгий экзамен, в 1811 году в лицей поступили около 30 учеников в возрасте 12-13 лет. Когда им сказали, что за все шесть лет обучения у них не будет каникул, а родственников и гостей они смогут принимать лишь по праздникам, некоторые расплакались. Но в итоге проживание в лицее стало для первых его выпускников самым счастливым временем в жизни. 

«Царскосельский лицей был элитным заведением, примеров которого не знала не только Россия, но и весь мир, – считает педагог Наталия Моторная. – Как в лучших школах Британии того времени, здесь предполагалось большая нагрузка и железная дисциплина. Так, 7-8 часов в день отводилось на учебу в классах, было обязательным выполнение домашних заданий, посещение библиотеки, музыкальные занятия, прогулки. Еще один важный нюанс: у каждого лицеиста была своя отдельная комната – настолько уважалось личное пространство подростка». 

Лицей был славен не только выпускниками, но и учителями. Директором стал дипломат, публицист и просветитель Василий Малиновский. В историю навсегда вошли фамилии царскосельских педагогов: Куницын («Куницыну – день сердца и вина!») – отвечал за нравственные и политические науки; Кошанский – за эстетику, российскую и латинскую словесность; Карцов – за физику и математику; Галич – за русскую словесность. Учителя всегда были с учениками на «Вы», называли их господин и по фамилии. Между педагогами и воспитанниками установилась тесная дружеская связь: известно, что Пушкин с поклоном дарил Галичу свои некоторые изданные произведения. 

Как и стоило ожидать, экспериментальный лицей в результате вырастил, в том числе, великолепные образцы оппозиции: Пушкин стал «солнцем русской поэзии» и неоднократно вызывал недовольство власти, Кюхельбекер (Кюхля) и Пущин (Большой Жанно) и вовсе попали на каторгу, примкнув до этого к декабристам. Биография остальных была менее бурной: Горчаков дослужился до канцлера, Матюшкин стал адмиралом и полярным и исследователем, Юдин служил управляющим Санкт-Петербургского главного архива иностранных дел. Примечательно, что почти никто из них не был счастлив в семейной жизни. Впрочем, пятеро из «звездного» выпуска умерли в юные годы, не раскрыв в полной мере своих талантов. 

Когда Николай I предложил Пушкину изложить его мысли о народном воспитании (этот жест ознаменовал окончание опалы поэта), Пушкин, судя по реакции царя, создал весьма неоднозначный текст: ознакомившись с ним на правах первого цензора, Николай I уничтожил труд, заметив с раздражением: «Из-за подобных помыслов вы, Пушкин, и угодили в опалу». Неизвестно, что именно было в уничтоженном шедевре, но можно предположить, что в его создании поэт учитывал собственный опыт обучения в Царскосельском лицее.

Реклама