Общество
«Что хотели — уже сказали»: кинокритик Никулин объяснил, почему молодежи не интересны фильмы про войну
Фото
Московские Ведомости

Автор: Евгения Попова

17 ноября 2021 13:22:36

855

80 лет назад при обороне Москвы от фашистских захватчиков у разъезда Дубосеково 28 бойцов из дивизии генерала Ивана Панфилова уничтожили около двух десятков немецких танков. На днях немецкий журналист Флориан Штарк заявил изданию Die Welt, что главными причинами разгрома фашистов под Москвой стали дожди и плохое снабжение Вермахта горючим и боеприпасами. Насколько современный кинематограф способен отразить события тех лет, «Московским ведомостям» рассказал кинокритик Николай Никулин.

— Николай, скажите, почему к фильмам о ВОВ выпуска последнего двадцатилетия столько претензий? Мол, не трогает души ни одна фраза из этих фильмов, ни одна музыкальная тема из них не ушла в массы — а между тем эти критерии говорят о народной любви к кинофильму.

Давайте разберем полные метры о ВОВ последних лет, которые у всех на слуху — это «28 панфиловцев», «Сталинград» и «Зоя». Последний, на мой взгляд, самый неудачный — провалился в прокате, к тому же в нем много фантастических исторических «ляпов». Что касается первых двух фильмов, они непохожи друг на друга, имели разную кассовую судьбу и различное внимание со стороны критиков. «Сталинград», например, заслужил много похвальных отзывов — и закономерно — при всех претензиях к сюжету. А «28 панфиловцев» — наиболее известный на Западе фильм нового времени о ВОВ. Наверное, потому что идея отдать жизнь «за други своя» находит отклик у людей во всем мире. «Панфиловцев» неплохо знают за границей — в основном, эта картина популярна среди мужчин в возрасте 35-55 лет.

— Все же нельзя отрицать тот факт, что новые российские фильмы о ВОВ не имеют того культурного значения для наших соотечественников, какое имели киноработы советской эпохи.

— Современное отечественное кино уступает советскому по причине разных аудиторных предпочтений. Советский режиссер и советский зритель жили в одном идеологическом поле и говорили на одном языке. Режиссеры знали, что такое война, как и многие зрители.

Сегодня же основная аудитория кинотеатров — молодежь. Режиссеры стараются заигрывать с ней, создавая динамичные, игровые, легкомысленные боевики. Юному зрителю, в целом, тема ВОВ не интересна, а взрослый зритель удивлен тому, что ему подсунули, поскольку не видит ни психологии, ни сложных характеров, ни образов, ни правды ни в одном кадре. Думаю, дело в том, что все, что хотели сказать о ВОВ, уже сказало предыдущее поколение киномастеров. Очевидно, что «выехать» на одних интересных спецэффектах не получится. Кроме того, американские спецэффекты все равно круче.

— Вам не кажется, что тема ВОВ стала сегодня спекулятивной, и это раздражает людей?

— Не думаю. О Второй мировой войне в мировом кино снято не меньше фильмов — и они по-прежнему выходят. К тому же сейчас такой момент, когда остро обозначились позиции «свой» и «чужой», и поэтому для режиссера, который любит психологию и историю, война, безусловно, интересный материал. Но тут учтите, что тема Второй мировой для европейского и западного зрителя, в отличие от российского, не является сакральной. Ведь подвиг панфиловцев, остановивших наступление фашистов, остается эталонным примером мужества на все времена. Поэтому уровень ожидания у иностранных зрителей к картинам на подобную тематику не столь завышен, как у нас.

Реклама