Общество
Бизнес и власть расходятся в оценках закона о национализации, сравнивая происходящее с 1917 годом
Фото
коллаж Московские Ведомости

Автор: Роман Теленков

10 марта 2022 23:18:02

1538

Правительство совместно с депутатами Госдумы предлагает национализировать предприятия с целью сохранения рабочих мест и выпуска товаров на фоне ухода иностранных компаний с российского рынка. 10 марта Госдума на пленарном заседании рассмотрела разные сценарии возможной национализации

Депутат Олег Матвейчев рассказал о специфике возможного сценария национализации. Судя по его словам, в рамках данного механизма изначально будет предполагаться передача предприятия частным инвесторам, и только в случае их отказа государство возьмет управление под свой контроль.

«Возможно, (на размышления – прим. ред.) будет три месяца, потом будет национализация обанкротившихся предприятий. Видимо, будет действовать через механизм банкротства, по крайней мере, сейчас такой вариант рассматривается… Чтобы на государство не вешать сотни различных предприятий, сразу же будем подыскивать инвесторов, которые готовы будут банкрота себе забрать», – сказал он.

По причине наличия материальных и моральных претензий к западным компаниям некоторые депутаты предлагают довольно радикальные меры, предполагающие безвозвратную национализацию, а также выплаты россиянам за упущенную выгоду. Такие санкции применить к видеохостингу YouTube предложил представитель фракции «Справедливая Россия – За Правду» Михаил Делягин.

В то же время есть эксперты, высказывающие мысли о том, что подробно и качественно разрабатывать законопроект о национализации на данный момент нет «ни сил, ни времени». По словам политолога Ильи Гращенкова, адекватная реализация мер по национализации потребует от государства непозволительных бюджетных затрат для возмещения стоимости предприятия владельцам.

На данный момент некоторые представители бизнес-сообщества не одобряют представляемые государством механизмы национализации. Среди основных аргументов предпринимателей – защита частной собственности, неэффективность госуправления предприятиями и снижение гарантий возвращения ушедших с российского рынка фирм в будущем. Кроме того, неясно, каким именно образом планируется сохранить структуру и технологии производства, которые являются предметом патентного права.

Впрочем, представителей бизнеса и власть объединяет одна позиция – санкции являются беспрецедентными и происходящее можно назвать экономической войной. Примерами национализации могут выступить Венесуэла или Иран, однако, по масштабу санкционного давления Россия уже обогнала обе страны. 

Первый заместитель декана факультета социальных наук НИУ ВШЭ Михаил Миронюк считает, что прецеденты России не помогут.

«Прецеденты есть. Из недавнего – Венесуэла (после жестких санкций). Вероятно, Иран. Судя по тяжести санкционного давления, эти задачи явно приоритетны и разумны. Но в целом, прецеденты нам мало помогают, ведь давление беспрецедентно. И да, вполне себе экономическая война (вне и без правил)», – сказал он изданию «Московские ведомости».

В то же время Миронюк считает, что сравнивать ситуацию с 1917 годом неуместно – в то время большевики руководствовались идеологическими мотивами, а сейчас на повестке дня стоит выживание российской экономики. Тем не менее такое сравнение сделали многие бизнесмены, среди которых – владелец «Норникеля» Владимир Потанин.

Помимо национализации предлагались и другие меры давления на иностранные компании, покинувшие российский рынок, среди которых – принятие правительством управления компанией на себя. Новая информация по законопроекту говорит о том, что правительство планирует совмещать «мягкие» и «жесткие» меры в зависимости от намерений компаний возвращаться в Россию. При этом непосредственно национализация предполагает изъятие имущества компании в пользу государства, в то время как управляться компания может при оставлении капитала в руках прежних владельцев.

Реклама