Общество
В российских вузах может измениться подход к изучению истории
Фото
freepik

Автор: Яна Соловьева

19 июля 2022 13:05:46

1419

Минувшей весной в России стартовала разработка новой системы высшего образования, предусматривающей патриотическое воспитание молодежи. Существенная роль в этом процессе отведена изучению истории России

Как отметил председатель Правления Российского исторического общества Константин Могилевский, при Министерстве науки и высшего образования РФ создан Совет по развитию высшего исторического образования. Важная цель его деятельности – решение вопросов усовершенствования высшего исторического образования в России. 

«Прежде всего, необходимо ответить на вопрос: нам вообще нужно, чтобы выпускники вузов знали историю Отечества или нет. Если ответ положительный, то далее можно внедрять системный подход», – заявил Могилевский. По его словам, нововведения могут коснуться трех векторов развития. Это объем преподавания (в России 99,6 % студентов не являются учащимися профильных высших образовательных учреждений или исторических факультетов). В действующих стандартах подразумевается минимум 72 часа изучения истории – этот показатель предлагается увеличить вдвое.

Системный подход подразумевает новый формат изучения предмета.

«Наша система высшего образования предполагает как контактную работу с преподавателем, так и самостоятельную работу студента. Вуз вправе определить долю каждого из видов работ. История – первый кандидат на то, чтобы ее изучать в формате самостоятельной работы», – дополнил Могилевский.

И, наконец, третий вектор – это определение минимума исторических знаний, которыми должен обладать выпускник любого вуза. В настоящий момент эксперты заняты подготовкой содержательного стандарта и уточнением требований. 

В рамках данных мероприятий планируется осуществить экспертизу и «фильтрацию» учебников истории, используемых в вузах. 

Следует отметить, что отдельное внимание в этом году уделено интеграции преподавателей из ЛНР и ДНР – для них проведены курсы повышения квалификации. 

Научный руководитель Института всеобщей истории РАН Александр Чубарьян, в свою очередь, добавил, что необходимо следить за повышением качества образования в профильных вузах. Он обозначил одну из ключевых проблем – речь идет о слиянии исторических факультетов с иными. 

В беседе с изданием «Московские ведомости» историк Дмитрий Вятчин отметил, что важно не количество, а качество уроков. 

«В случае увеличения количества часов уровень освоения истории автоматически не повысится. Важно изменить методику преподавания, найти новые и применить индивидуальные подходы в обучении. Иначе же увеличение часов приведёт лишь к увеличению аудиторной нагрузки на студентов, но не более того. Моё мнение опирается на личном опыте преподавания истории в строительном колледже, где изначально большинство учащихся имели слабую мотивацию к ее изучению. Но, используя разные технологии и методики, мне удалось повысить интерес к предмету, приобщить студентов к пониманию важности исторических знаний. В слиянии факультетов не вижу проблемы. На мой взгляд, история в её классическом виде уже не актуальна. В настоящее время мы наблюдаем синтез научных направлений, рождение новых наук на «стыке» прежних. Поэтому разумное сочетание исторического и политического знания было бы правильным», – рассказал Дмитрий Вятчин.

Реклама