Общество
Эксперты рассказали, есть ли перспективы у российско-иранского сотрудничества в сфере автопрома
Фото
Московские Ведомости

Автор: Алексей Черников

21 августа 2022 14:17:28

821

Иранский автомобильный бренд SAIPA присматривается к двигателям Lada для своих машин. Сообщается, что российские двигатели заинтересовали иранских автомобилестроителей, поскольку у них также возникла потребность в импортозамещении. Компания SAIPA намеревается возобновить выпуск копии Renault Logan первого поколения, который в Иране уже осуществлялся с 2007 по 2019 год

Однако французский концерн несколько лет назад был вынужден отозвать свою лицензию на производство этой модели и прекратить поставки комплектующих. Причина кроется в санкциях США против Ирана из-за его ядерной программы, которые были ужесточены при президенте Дональде Трампе. Под запрет попали в том числе поставки автомобильных комплектующих, и Renault прекратила экспорт в Иран, опасаясь попасть под вторичные ограничения. Теперь SAIPA хочет возобновить производства своей копии Логана, заменив французские агрегаты на аналоги. Для этой цели могут подойти тольяттинские двигатели ВАЗ-11182, которые сейчас ставятся на модель Lada Granta. АвтоВАЗ и сам до недавних пор плотно сотрудничал с Renault, поэтому опыт российских коллег может очень пригодиться иранцам. 

Интересно, что российский авторынок в последние месяцы также лишился продукции многих брендов и утратил связи с западными компаниями из-за геополитической напряжённости. В частности, весной Renault приняла решение прекратить свой бизнес в РФ и продать госструктурам свою долю акций АвтоВАЗа. Международные ограничения и решения западных концернов, отрезавших Россию и Иран от рынка европейских и американских авто и комплектующих, кажется, подтолкнули автомобильную промышленность этих двух стран к более тесному сотрудничеству.

Так, недавно стало известно, что крупнейший производитель иранских автомобилей Iran Khodro может уже до конца 2022 года вывести на российский рынок несколько своих моделей. Иранская компания намерена нарастить экспорт своей продукции и большие надежды связывает именно с российскими потребителями. Эксперты считают, что в РФ иранские авто могут найти своего покупателя, учитывая резко уменьшившееся количество конкурентов в бюджетном сегменте. Однако негативно на репутацию марки могут повлиять устаревшая технологическая база, на основе которой строятся автомобили Iran Khodro, и плохие показатели безопасности.

Таким образом, вырисовывается некая предварительная схема двустороннего сотрудничества автомобильной промышленности России и Ирана, в рамках которой РФ может предложить двигатели и некоторые другие узлы, а Иран – готовые недорогие модели. 

Издание «Московские ведомости» узнало у экспертов, какие перспективы есть у этого взаимодействия двух автомобильных держав. Главный редактор журнала «За рулём» Максим Кадаков отметил, что у АвтоВАЗа могли бы быть неплохие перспективы и в поставках готовых машин Lada на иранский рынок, учитывая невысокую цену и нормальное качество этих авто. Эксперт отметил, что на дорогах Ирана и в сравнении с местной продукцией Lada Granta и Vesta смотрелись бы весьма достойно. Что касается поставок двигателей, то иранская промышленность действительно до сих пор зависит от импортных комплектующих, поэтому искать замену западным деталям в любом случае придётся. Говоря о возможных поставках собственно иранских моделей в РФ, Кадаков отметил определённый дефицит машин даже на внутреннем иранском рынке, который он оценил примерно в полмиллиона авто. Дело в том, что после ужесточения западных санкций выпуск машин в Иране сократился с полутора миллионов до 900 тысяч в год. 

Однако нехватка производственных мощностей в Иране может быть компенсирована российскими заводами. В российском центре «Иранцы за рубежом» сообщали, что на московском автозаводе под брендом «Москвич» могут начать выпуск копий иранских моделей. Также к аналогичным проектам по сборке могут привлечь предприятия в Елабуге и Набережных Челнах. Официальных подтверждений таких договорённостей пока не было, однако, по сведениям иранской стороны, консультации на эту тему идут. 

Координатор «Синих ведёрок» Юлия Каблинова выразила мнение, что будущее у российско-иранского сотрудничества в автомобильной отрасли, конечно, есть. Однако его успех будет во многом зависеть от грамотной рыночной политики обеих сторон. 

«У иранцев появилась возможность закупки недостающих компонентов в РФ: поскольку наша страна оказалась в еще более изолированном состоянии, российские компании перестали бояться санкций за партнерство с Ираном. Выходит, что теперь мы дружно объединились для сборки Renault. Перспективы у этого направления, безусловно, есть. Насколько востребованными эти автомобили станут у покупателей, покажет время, тут многое будет зависеть от их надежности и политики ценообразования», — сказала эксперт «Московским ведомостям».

Реклама