Экономика
Насколько сможет Россия влиять на стоимость своей нефти
Фото
Московские Ведомости

Автор: Андрей Мединский

06 февраля 2023 18:32:27

343

Потолок цен на российскую нефть влияет на ее стоимость даже для азиатских стран, которые к санкциям не присоединились. В этих условиях у РФ остается слишком мало пространства для маневра в ценовой политике относительно экспортной нефти, считают эксперты-собеседники «Московской газеты»

Сегодня глава «Роснефти» Игорь Сечин заявил, что рефератная стоимость российской нефти определяется не в Европе, а в тех странах куда идут реальные поставки. 

Под референтной ценой обычно понимают среднюю рыночную цену определенного товара.

«Референтная цена формируется действительно там, где заключаются реальные сделки. Игорь Сечин прав. Однако нужно понимать, что сделки не заключаются в «безвоздушном пространстве», то есть на них обязательно влияют какие-то внешние факторы. С этой точки зрения введенный Западом потолок цен на российскую нефть действует на нынешних её покупателей. Главными из них, как известно, в 2022 году стали Китай, Индия и Турция. Понимая это, они пользуются таким положением для снижения цены за счет скидок», — рассказал кандидат экономических наук Константин Селянин.

По его словам, исправить эту ситуацию может только расширение рынков сбыта нефти. Иными словами, чем больше у России будет покупателей, тем сложнее будет вытребовать скидки на черное золото, пользуясь исключительным положением главного покупателя. 

«Однако сопоставимых по объемам и платежеспособности рынков для российской нефти на сегодняшний день нет. Поэтому с чисто формальной точки зрения утверждение Сечина абсолютно верное. Но если посмотреть на реалии, то фактор потолка цен на нефть, введенный на Западе, влияет на поставки российской нефти на Восток, и изменить это крайне трудно», — пояснил экономист.

Он также отметил, что относительно начавшего действовать 5 февраля потолка цен на российские продукты нефтепереработки, то есть дизельное топливо и мазут, ситуация будет еще сложнее.

«Китай и Индия покупают российскую нефть и перерабатывают ее сами, поэтому далеко не факт, что азиатский рынок сможет заменить западные рынки для поставок дизельного топлива и мазута. Тем более, что транспортировать продукты нефтепереработки сложнее и в конечном счете дороже», — добавил Селянин.

Кандидат экономических наук Михаил Беляев отметил, что референтная стоимость нашей нефти – это действительно средняя ее стоимость на тех рынках, куда мы ее поставляем. Он обратил внимание на то, что когда мы говорим о потолке цены на российскую нефть и его влиянии, то мы имеем в виду именно стоимость самой нефти. Однако, это не так.

«Если внимательно посмотреть на формулировки, в которых ЕС изложил этот запрет, то там можно обнаружить, что санкциям подвергаются тот, кто оказывает услуги по транспортировке и другие сопутствующие услуги, такие как, например, страхование российской нефти. Иными словами, потолок – это не стоимость самой нефти, а та цена, по которой ее принимают на суда и оформляют страхование. А это ограничение можно обойти, потому что можно найти и танкеры, и страховые компании в странах, которые не присоединились к санкциям, чтобы доставлять нашу нефть куда угодно», — отметил экономист.

К слову, о возможности влиять на стоимость российской нефти используя именно это положение введенного ограничения, сегодня в эфире «ОТР» рассказал ведущий эксперт фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.

«Потолок цены – это не запрет покупать у России нефть по каким-то ценам. Приобретать ее потребитель может по любым ценам, и ему за это ничего не будет. Никакие санкции на это не распространяются. Этот запрет касается исключительно перевозки российской нефти морским транспортом, если она стоит больше 50 долларов за баррель. Поэтому количество танкеров, готовых перевозить российскую нефть, уменьшилось. На протяжении 2022 года мы создавали лояльный флот танкеров, и этот процесс продолжается. Поэтому по мере того, как мы будем пополнять этот флот, дисконт на российскую нефть будет уменьшаться. То есть исчезнет дефицит танкеров, Россия сможет больше возить и, соответственно, будет меньше платить за перевозку нефти», — отметил он.

По словам Юшкова, весь 2022 год для преодоления сложностей с доставкой нефти Россия приобретала у других стран танкеры, в том числе и бывшие в употреблении. Эксперт добавил, что для решения стратегических задач обеспечения энергетической безопасности России нужно строить свой собственный танкерный флот.

Реклама