Общество
Что нужно знать перед полётом людям на инвалидных колясках
Фото
Московские Ведомости

Автор: Надежда Кузьмина

17 марта 2023 15:13:03

479

О нюансах авиаперелётов для людей с ограниченными возможностями здоровья изданию «Московские ведомости» рассказали эксперты: юрист Евгений Мазепин и директор благотворительного фонда Татьяна Станкевич

Авиаперевозки инвалидов-колясочников регулируются приказом Минтранспорта РФ №24. В документе подробно описано, каким образом происходит предоставление услуг в аэропорту особым группам населения.

«Этот порядок желательно распечатать и иметь при себе, чтобы в случае спора с представителями авиаперевозчика, вы могли сослаться на конкретный пункт, — говорит юрист Евгений Мазепин. — В числе базовых вещей, которые человек на коляске должен знать перед полетом и сообщить при оформлении брони – габариты и вес. Также нужно рассказать о технических свойствах аккумулятора, который будет перевозиться на борту самолёта. Согласно п.16 «Порядка предоставления пассажирам из числа инвалидов услуг в аэропортах и на воздушных судах» кресло-коляска с электроприводом сдаётся в багаж при регистрации на рейс. Также у человека при себе должны быть набор ключей для разъединения клемм аккумулятора и контейнер для него. Отсоединение и присоединение клемм пассажир производит сам, если ранее не составил предварительный запрос на эти услуги. Инвалидные коляски при этом оформляются как бесплатный багаж».

Директор благотворительного фонда социальной помощи и реабилитации граждан «Феникс» Татьяна Станкевич никогда не сталкивалась с тем, чтобы инвалидов-колясочников не допускали на рейс или просили покинуть борт, но о подобных случаях слышала:

«Причина, как правило, банальная: пассажир не предупредил авиакомпанию, что нуждается в кислороде или перевозит с собой особое оборудование. Чтобы не было таких ситуаций, надо заранее связаться с авиакомпанией и рассказать на какой коляске вы приедете. Если это электроколяска, то нужно сообщить ее размеры, ширину, высоту, вес. С гелевыми аккумуляторами проблем при перелёте нет, а если другие, то стоит уточнить, есть ли разрешение на полёт с ними. Если человек не может сам стоять и передвигаться, то стоит заказать службу сопровождения. Её работники встретят вас при входе и будут сопровождать до посадки. Поэтому нужно обязательно за два дня предупреждать аэропорт, что может понадобиться амбулифт. Однако если служба сопровождения предупреждена, она сама решит, как посадить вас на самолёт. На борт сопровождают в специальной коляске, которая шириной как проход в самолёте. На своей коляске никто не летит. Она обязательно сдаётся в багаж. Заносят в первую очередь перед всеми пассажирами маломобильного, а выносят (вывозят) последним».

Татьяна Станкевич отмечает, что в каждой авиакомпании есть свои нюансы. Особенно если речь идёт об электроколяске. Не везде подходит вес, а аккумуляторы и вовсе недопустимы по технике безопасности.

«В некоторых авиакомпаниях заставят пересесть в коляску аэропорта ещё в его здании, но не во всех. Во многих можно быть на своей коляске до самой посадки. Поэтому механическая ручная коляска проще. На ней можно быть до посадки, её подадут при выходе из самолёта, а на электроколяске не везде, — говорит директор благотворительного фонда социальной помощи и реабилитации граждан «Феникс». — Можно ли везти сразу два коляски? На этот вопрос ответит только авиакомпания, т.к. у каждой свои правила. Кто-то бесплатно разрешит, а кто-то и заставит заплатить как за негабарит».

14 марта СК РФ начал проверку после того, как в аэропорту «Шереметьево» на борт самолета не пустили инвалида-колясочника из Челябинска. Отказ в перелёте маломобильного пассажира авиакомпания «Победа» (именно она осуществляла рейс) объяснила слишком большой емкостью аккумулятора. По результатам проверки будет принято процессуальное решение.

Реклама