Экономика
Экономисты разошлись во мнениях о перспективе маршрута «Север-Юг»
Фото
Московские Ведомости

Автор: Элина Рустамова

02 апреля 2023 17:21:13

370

В условиях западного давления международный транспортный коридор «Север-Юг» может стать одним из драйверов развития российской экономики. Однако для успешной работы проекта потребуются многомиллиардные инвестиции и не менее пяти лет, считает кандидат экономических наук Михаил Беляев

Антироссийские санкции подтолкнули Россию к активному развитию международного транспортного коридора «Север-Юг», который соединяет Индию, Иран, страны Персидского залива через страны Кавказа и Центральной Азии с Россией и странами Европы. По мнению экспертов, данный коридор может облегчить России переориентировать большую часть грузопотока на страны Юга и Востока и заменить стране закрытые рынки на Западе.

Действительно ли это так, и с какими трудностями может столкнуться Россия при реализации проекта? 

По мнению кандидата экономических наук Михаила Беляева, «Север-юг» приобретает для Москвы стратегическое значение. 

«Международному транспортному коридору «Север – Юг» более 20 лет, за последний год его значимость очень сильно выросла. Все эти годы Россия уделяла недостаточно внимания развитию данного коридора, поскольку страна тесно сотрудничала с западными рынками. Однако в условиях санкций, когда Россия больше не может использовать старые маршруты и рынки, «Север-Юг» приобретает для Москвы стратегическое значение, поскольку благодаря этому логистическому маршруту Россия сможет расширить торгово-экономические связи с Южной и Юго-Восточной Азией, Прикаспийским регионом, Закавказьем, Персидским заливом и Африкой. Если участникам проекта удастся совместно развить все ветки этого маршрута, то у проекта огромные перспективы», – считает Михаил Беляев.

Однако, по словам экономиста, для строительства новых участков, дополнительных ниток и инфраструктуры потребуются многомиллиардные инвестиции (по подсчетам Европейского банка развития, для создания объектов первоочередной важности необходимо более 10 млрд долларов – прим. авт.). 

«Тем не менее, в ближайшие пять лет грузооборот по маршруту «Север-Юг» увеличится многократно. В перспективе данный транспортный коридор может стать драйвером развития экономики и положительно повлияет на развитие отечественной строительной отрасли», – заключил Михаил Беляев. 

В то же время, экономист, глава Центра политэкономических исследований Василий Колташов считает, что в ближайшей перспективе «Север –Юг» не сможет стать главной торговой артерией России из-за Южного Кавказа. Нестабильная военно-политическая ситуация на Кавказе препятствует всестороннему развитию проекта, полагает эксперт. 

«Сейчас стоит вопрос, может ли сухопутная часть маршрута, проходящая через Южный Кавказ, обеспечить безопасную работу международному транспортному коридору. В последние месяцы ситуация на Кавказе накаляется и напряженность между Азербайджаном и Арменией, похоже, не думает утихать. В Грузии тоже непростая политическая обстановка. Поэтому, возможно, России придется пересмотреть старую схему маршрута, поскольку Южный Кавказ в любой момент может стать нестабильной зоной», — сказал Василий Колташов, добавив, что в рамках проекта «Север-Юг» товарооборот между Россией и Ираном будет неуклонно расти. 

Реклама