Общество
Эксперты прокомментировали очередные изменения в избирательном законодательстве
Фото
Московские Ведомости

Автор: Алексей Черников

18 мая 2023 09:49:51

4913

Пакет поправок в российское законодательство о выборах, которые должны установить порядок действий в некоторых нетипичных обстоятельствах, внезапно пополнился нормами, касающимися всей России и существенно меняющими архитектуру избирательного права. Причём произошло это уже после того, как Госдума приняла законопроект в 1-м чтении

Как пишет «Коммерсант», изначально нововведения касались присоединённых территорий и возможности проводить выборы в период действия режима военного положения. Однако вскоре в перечне поправок появились пункты, относящиеся ко всем регионам России. По информации издания, «авторы поправок предлагают узаконить сложившуюся практику и разрешить региональным и муниципальным органам выделять из своих бюджетов деньги «на оказание содействия в подготовке и проведении» федеральных выборов, включая выплаты членам избиркомов и информирование избирателей». Так, тратить деньги из бюджета субъекта РФ или муниципалитета можно будет в том числе на мероприятия по информированию населения и выплаты членам избиркомов.

Ведущий эксперт Центра социальных исследований и технологий РГСУ, экс-глава муниципального округа Тверской города Москвы Яков Якубович недоумевает, зачем сейчас понадобилось узаконивать такую практику, если взять во внимание, что, в частности, муниципальные бюджеты в большинстве случаев от избытка доходов не страдают. 

«Сейчас частью 1 статьи 57 Закона № 67 «Об основных гарантиях избирательных прав» установлено, что расходы на выборы финансируются за счет бюджетов соответствующего уровня: федеральные — из федерального, региональные — из регионального, а местные — из местного. Не очень ясно, что это такая за практика, когда бюджеты тратятся не по назначению, что вообще-то является уголовно наказуемым деянием (ст.306.4 УК РФ)», — рассуждает Якубович в разговоре с изданием «Московские ведомости». Эксперт также не видит никакой проблемы в том, чтобы вести отдельный учёт расходов на избирательные кампании разного уровня, даже если выборы проводятся в единый день голосования.

«Вряд ли такие нюансы сильно интересуют и законодателя, и чиновников на местах. Де-факто давно всё смешалось в кучу: «кони-люди» в единой системе публичной власти. Только вот получится ли в момент, когда придётся возвращать в дееспособное состояние демократические институции, «отделить зерна от плевел, мух от котлет», а местное самоуправление от давления и диктата государственной машины?» — задался вопросом Яков Якубович. 

Иными словами, эксперт считает, что нет каких-то рациональных причин для того, чтобы перекладывать дополнительную нагрузку с федерального на региональные, а особенно на местные бюджеты.

Доктор экономических наук Елена Качанова подтверждает, что местные бюджеты в наибольшей степени страдают от нехватки финансовых ресурсов, ведь большая часть доходов консолидируется на федеральном и региональном уровнях. Однако постепенно полномочия, а значит и расходы муниципалитетов увеличиваются. Зачастую средств на реализацию этих полномочий просто нет. Негативное влияние кризисов также первыми ощущают на себе именно муниципалитеты. Много лет ведутся дискуссии о перераспределении в их пользу налоговых поступлений, однако пока, как видно даже из поправок в избирательное законодательство, прибывают лишь расходы.

На второе нововведение обратил внимание политолог Константин Калачёв. Речь идёт о том, что всем субъектам РФ при проведении выборов регионального уровня разрешат создавать избирательные участки за пределами своей территории, в других регионах России. Порядок их работы будет определять Центризбирком. Калачёв напомнил, что о благополучии избирательной системы можно судить в том числе по стабильности её правовой базы. 

«Стабильность избирательного законодательства — это признак развитости политической системы и работающей экономики. А его нестабильность — наоборот. Только людей убедят, что всё по плану, как снова надо менять избирательное законодательство, «подстилать соломку». Как это можно прокомментировать? Как признак того, что власть видит какие-то риски и угрозы, что не всё благополучно, что явку и результат придется делать за счет избирательных участков вне территории региона, что есть избиратели, которые будут голосовать вне территории в связи с форсмажорными обстоятельствами», — перечисляет политолог. 

Константин Калачёв предположил, что необходимость нововведения законодатели будут объяснять аргументом о праве граждан проголосовать за пределами региона своей регистрации. Однако, как напомнил эксперт, с этой же целью внедряется дистанционное электронное голосование. Предполагается, что как раз с помощью ДЭГ россияне могут отдать свой голос, находясь где угодно и не выходя из дома. 

Между тем, чем больше власти множат формы и способы голосования, тем сложнее обеспечить эффективный общественный контроль за всеми процедурами. На кардинальное усложнение работы наблюдателей жаловались противники многодневного формата выборов. Ведь в этом случае необходимо найти и качественно подготовить тысячи волонтёров, которые вместо одного дня готовы посвятить исключительно наблюдению за выборами сразу двое или трое суток. Что касается ДЭГ, без специфических технических знаний и доступа к исходному коду интернет-ресурса для голосования проследить за процессом волеизъявления становится и вовсе невозможно. Изначально дистанционное и многодневное голосование вводилось не только для удобства граждан, но и для противодействия распространению коронавируса. Для этого необходимо было избежать больших скоплений людей на избирательных участках. Однако недавно ВОЗ объявила об окончании пандемии, и сразу же появились обращения в ЦИК с предложением отказаться от многодневного формата выборов, поскольку изначальная причина его внедрения отпала. Однако власти дали понять, что аргументы в пользу многодневки не ограничиваются соображениями эпидемиологической безопасности, и новый формат, судя по всему, в российской электоральной практике останется. 

О том, насколько позитивно воспринимаются россиянами всё новые и новые поправки в избирательное право, можно было бы судить по соцопросам и по уровню интереса к самим выборным кампаниям. Однако ещё в 2021 году руководитель агентства «Максимов-консалтинг» Андрей Максимов сетовал на отсутствие качественных исследований общественного мнения в данной сфере, которые позволили бы сделать достоверные выводы об отношении россиян к избирательной системе. Зато общеизвестным является тот факт, что в большинстве случаев в выборах участвует менее половины от всех избирателей. Это означает, что большей части сограждан это событие по разным причинам неинтересно. Смогут ли последние нововведения улучшить ситуацию – вопрос пока открытый.

Реклама