Общество
Продавцы тоже недовольны. Работа маркетплейса Wildberries продолжает вызывать много вопросов 
Фото
Московские ведомости

Автор: Алексей Черников

24 мая 2023 13:06:56

759

23 мая около главного офиса Wildberries прошло стихийное собрание нескольких десятков предпринимателей, чьи товары продаются через эту платформу. Примерно 70 человек пришли с требованиями разблокировать их аккаунты и разморозить средства на балансе. Ранее в руководстве Wildberries заявили об обнаружении мошеннической схемы, которая позволяла продавцам размещать рекламу на сервисе бесплатно. В использовании серых схем подозревались около 300 продавцов, а общий ущерб в компании предварительно оценили в 650 млн рублей. Аккаунты этих бизнесменов были заблокированы, как и 2,5 млрд рублей их средств, а маркетплейс обратился с заявлением о мошенничестве в правоохранительные органы. Вскоре выяснилось, что Telegram-бот для обхода легальных алгоритмов рекламы создал один из IT-специалистов самого Wildberries. В компании решили разморозить около 60% заблокированных аккаунтов, однако остальных продавцов будут проверять до 10 июня. Сами предприниматели с такой задержкой оказались несогласны и пришли в главный офис WB, требуя вернуть им возможность полноценно пользоваться сервисом.

В пресс-службе Wildberries заявили, «что информация о блокировке личных кабинетов предпринимателей не соответствует действительности. По данным компании, продавцы управляют своими кабинетами, транзакции по ним идут, на период проведения следственных действий был ограничен вывод средств с баланса. Wildberries добавила, то завершила проверку 60% продавцов, которые подозреваются в использовании серых схем продвижения на платформе. «В отношении 40% предпринимателей следствие продлило проверку до 10 июня. Поэтому их баланс пока еще «заморожен», — добавили в компании.

Недовольство политикой маркетплейса в последнее время выражали разные участники процесса – не только продавцы, но и покупатели, а также сотрудники пунктов выдачи заказов. «Московская газета» писала о забастовке сотрудников ПВЗ в нескольких регионах Дальнего Востока, начавшейся в марте. Работники таким образом протестовали против непрозрачной системы штрафов, на которые зачастую уходила основная часть зарплаты. А у некоторых сотрудников долги доходили до сотен тысяч рублей. Бастующие рассказывали, что раньше штраф за бракованный или потерянный товар можно было оспорить, и главное – было понятно, за что именно начислено взыскание. Однако после реформы штрафные санкции стали назначаться безапелляционно и по непонятному принципу. Сотрудники ПВЗ жаловались, что вычеты из зарплаты происходят за нарушения, к которым они не имеют никакого отношения. В частности, штрафы назначаются за заводской брак товара, за заказы, которые не доехали до нужного пункта выдачи или были по ошибке выгружены не в том месте. Если менеджер ПВЗ увольняется, долг могут перекинуть на его коллегу. В итоге при высокой загруженности зарплата сотрудника ПВЗ во Владивостоке в лучшем случае может составлять 30-35 тыс. рублей, а многие не получают и 20 тыс. Представители профсоюза «Учитель», помогавшие бастующим, констатировали, что проблема не только в новой системе штрафов, но и в сомнительной законности самой этой практики. Многие подобные споры должны решаться в судебном порядке, а не единоличным распоряжением руководителя компании. Кроме того, в WB приняты жёсткие условия труда. Например, на некоторых складах компании во время смены сотрудникам не разрешают даже отойти в туалет. Нередко работников вынуждают оформляться по договорам ГПХ, а не по трудовым договорам, что уменьшает их возможности защищать свои трудовые права. 

Весной этого года протесты затронули десятки пунктов выдачи в Якутии, Амурской области, Приморском и Хабаровском краях и других регионах. В Wildberries сначала вообще отрицали факт забастовки, а затем объявили о закрытии тех ПВЗ, где сотрудники отказывались выйти на работу. Однако это вызвало широкий общественный резонанс и дошло до федерального уровня. Вскоре в Госдуме сообщилио готовящейся встрече с недовольными сотрудниками WB и представителями руководства маркетплейса. Первый зампред комитета Госдумы по контролю Дмитрий Гусев рассказал, что в нижней палате парламента занялись решением проблемы. Группа парламентариев намерена инициировать поправки в трудовое законодательство, которые запретят работодателю в одностороннем порядке менять условия договоров с сотрудниками. Министр труда России Антон Котяков рассказал, что с ситуацией в Wildberries внимательно разбираются сразу несколько ведомств, включая Минтруда, Минпромторг и Генпрокуратуру. Он подчеркнул, что работа в маркетплейсе подразумевает традиционные трудовые отношения, и призвал компанию соблюдать трудовое законодательство.

Несмотря на изначально жёсткую позицию компания в итоге пошла навстречу участникам забастовки. В пресс-службе Wildberries заявили, что свыше 10 тыс. некорректных штрафов были отменены, а начисление новых приостановили для усовершенствования системы контроля. В WB связали реформу с ростом числа случаев подмены товара и необходимостью противодействовать этой тенденции. 

Некоторые регионы России из-за своей территориальной удалённости удостоились особых условий доставки. Недавно на платформе change.org появилась петиция от жителей Норильска и Дудинки, из которой стало известно, что стоимость доставки товаров с Wildberries в эти города и вовсе составляет 750 рублей. Авторы обращения констатируют, что Норильск, в котором расположен крупный международный аэропорт, вряд ли можно отнести к труднодоступным или малонаселённым местам, поэтому причины установления столь высокой стоимости доставки неясны. Однако эта тарифная политика делает фактически нецелесообразными покупки на Wildberries. На момент написания материала число подписантов превысило 23000 человек. Для того, чтобы отменить платную доставку в ХМАО, хватило и полутора тысяч подписей, но о позитивном итоге инициативы норильчан пока ничего неизвестно.

Реклама