Общество
Помощь в социализации или подавление личной свободы? Эксперты оценили инициативу Госдумы о труде для школьников
Фото
Московские Ведомости

Автор: Алексей Черников

25 мая 2023 15:49:08

813

В Госдуме предложили ввести несколько нововведений в закон об образовании, которые позволят привлекать школьников к обязательному общественно-полезному труду. Соответствующий законопроект в нижнюю палату парламента внесла группа из 16 депутатов от «Единой России» и двух депутатов от КПРФ. Во-первых, предлагается скорректировать список задач воспитания школьников, дополнив его необходимостью сформировать у подрастающего поколения трудолюбие и ответственное отношение к труду и его результатам. Предполагается, что участие школьников в общественно-полезных работах, предусмотренных образовательной программой, станет обязательным. Авторы законопроекта пояснили, что к таким видам трудовой деятельности могут относиться наведение порядка в классе или спортзале, помощь в библиотеке, высадка деревьев на пришкольном участке или пошив театральных костюмов, если в учебном заведении есть школьный театр. 

Однако образовательной программой парламентарии решили не ограничиваться. Из закона об образовании предлагается исключить пункт, запрещающий привлекать школьников без согласия родителей к труду, не предусмотренному образовательной программой. Председатель комитета ГД по просвещению Ольга Казакова назвала правильной идеей привлекать учеников к поддержанию чистоты и порядка в школе и на пришкольной территории. Она добавила, что посредством формирования бытовых навыков и привычки к порядку необходимо воспитывать в учащихся чувство сопричастности к полезному делу и уважения к результатам труда. Правда, действующим законодательством не допускается привлечение учащихся к труду, не предусмотренному образовательной программой, без их добровольного согласия, если речь идёт о совершеннолетних гражданах, либо без согласия родителей или законных представителей, если учащийся не достиг 18 лет. Также запрещено принуждать школьников ко вступлению в любые общественные объединения. В Роструде уточняли, что подросток с 16 лет, а в некоторых случаях и раньше может заключать трудовые договоры, но это делается сугубо по его инициативе и с определёнными ограничениями для работодателя. Теперь такие «препятствия» на пути трудового воспитания, как обязательное согласие родителей и самих учеников, депутаты предлагают устранить.

Инициатива вызвала у экспертов неоднозначную реакцию. Психолог онлайн-платформы «Грань.рф» Юлия Кузнецова отметила, что обязательный труд может оказать двоякое влияние на личность школьника. С одной стороны, расширение пространства ответственности полезно для личностного роста и даёт ребёнку представление о том, что он своими действиями может влиять на окружающую среду и менять её к лучшему. Однако принудительный характер инициативы может встретить сопротивление со стороны некоторых детей и родителей, которые воспримут привлечение к труду без их согласия, как насилие и подавление личной свободы. Особенно актуальна эта проблема для подростков, которым свойственно протестным поведением отстаивать личные границы. Поэтому акцент необходимо с обязательности сместить на мотивацию к труду, объяснение того, почему это полезно и нужно школьникам. 

В разговоре с изданием «Московские ведомости» правозащитник, член СПЧ Александр Брод вспомнил об аналогичной советской практике и предостерёг от перегибов, чреватых обратным эффектом и негативным влиянием на отношение школьников к идее общественно-полезных работ. 

«У меня неоднозначное отношение к инициативам депутатов об общественно-полезном труде. Безусловно, нужно воспитывать уважение к труду у школьников, прививать элементарные навыки и делать это педагогически умно, тонко. Уборка класса, школьного двора, дежурство в столовой — всё это понятно. Есть опасность, что может быть дан зелёный свет для грубой эксплуатации школьников. Учитывая нехватку рабочих рук в сфере ЖКХ, в аграрном секторе, школьников могут бросать на закрытие амбразур на трудовом фронте. Уборки улиц и парков, сельхозработы, всё это практиковалось в советские годы. И подобный опыт был далеко не идеальный, хотя у кого-то может возникать ностальгия по тем временам. Я лично вспоминаю трудовой лагерь своего детства, когда мы убирали капусту на поле под проливным дождём. Потом несколько одноклассников свалились с температурой. Но самое печальное, что спустя несколько дней мы обнаружили, что собранная нами капуста осталась на поле, не была вывезена и банально сгнила. Такие «уроки труда» только дискредитируют сам процесс», — предупредил Александр Брод. 

Брод подчеркнул, что его тревожит введение нормы о привлечении школьников к труду без согласия родителей. Ведь здесь речь уже может идти о безопасности детей. У школьника могут быть аллергические реакции или проблемы с сердцем, при которых определённые виды работ противопоказаны. Если не проконсультироваться с родителями и не учесть эти нюансы, последствиями могут стать осложнения и серьёзный вред здоровью. Риск травматизма при участии в некоторых работах тоже нельзя сбрасывать со счетов. Правозащитник также обратил внимание на затратность восстановления уроков труда в том виде, в котором они существовали в СССР, и усомнился в абсолютной пользе таких навыков в современную цифровую эпоху. 

«Если мы говорим о возвращении в школы уроков труда, то и в этом вопросе не всё гладко. Да, научить мальчиков забивать гвозди, а девочек пользоваться иголкой с ниткой полезно, а что дальше? Возрождать в школах столярно-слесарное оборудование, завозить токарно-фрезерные станки? Есть ли на это средства? Кто будет учить? Пригодится ли это всем во взрослой жизни? Нужно ли это всем школьникам поголовно в век цифровых технологий? Вопросов немало, и необходим серьёзный разговор экспертов, педагогов, психологов, медиков. Чтобы не родился очередной скороспелый и нежизнеспособный закон с множеством рисков. А экспериментировать на детях грешно», — заключил Александр Брод.

Реклама