Общество
Как в России идёт «мусорная» реформа и поможет ли обмен опытом с Беларусью?
Фото
Московские Ведомости

Автор: Алексей Черников

27 мая 2023 11:18:26

4960

Накануне глава Российского экологического оператора Денис Буцаев назвал лидеров и аутсайдеров среди регионов РФ в плане реализации реформы обращения с твёрдыми коммунальными отходами. Буцаев уточнил, что в большинстве субъектов работа по возведению необходимой инфраструктуры ведётся успешно, однако в 18 регионах есть риск отставания от целевых показателей федерального проекта. В 11 субъектах на данный момент инфраструктурные проекты не реализуются вовсе. Среди наиболее проблемных регионов, упомянутых гендиректором РЭО, значатся Амурская область, Республика Тыва, Пермский край, Карачаево-Черкесия, Кабардино-Балкария, Орловская область, Приморье, Тверская область, Республика Ингушетия, Хакасия и Алтайский край. Зато Ленинградская и Нижегородская области проводят реформу с опережением графика

Реформа обращения с отходами, известная также как «мусорная реформа», запущена в России в 2019 году, а города федерального значения, включая Москву и Петербург, присоединились к ней с 2022 года. Конечная цель реформы – прийти к 100-процентной переработке отходов уже к 2030 году. Для этого по всей стране планируется развивать сеть мусороперерабатывающих заводов, а на начальной стадии отходы должны собираться и транспортироваться раздельно. Координирующую функцию взяла на себя новообразованная структура – Российский экологический оператор. Впрочем, сама реформа рассчитана на реализацию не на федеральном, а прежде всего на региональном уровне, что некоторые эксперты относят скорее к её недостаткам. В каждом субъекте РФ на конкурсной основе выбран региональный оператор – частная компания, осуществляющая вывоз мусора, его транспортировку и утилизацию. При этом РЭО должен следить за тарифами на вывоз мусора и предотвращать их искусственное завышение. В квитанциях россиян за ЖКУ вывоз мусора теперь оплачивается по отдельной графе «обращение с ТКО». Особое внимание также должно уделяться ликвидации несанкционированных свалок и постепенному уменьшению числа легальных полигонов, на которых мусор просто захоранивается без переработки и вторичного использования. 

Задумка в целом выглядит неплохой, однако специалисты указывают на ряд негативных моментов её воплощения. Во-первых, процесс следовало начинать намного раньше, и идёт он слишком медленно. На момент начала реформы в России 2% отходов направлялось на переработку, 4% — на сжигание, а остальной мусор отправлялся на полигоны. В 2020 году уровень переработки увеличился лишь до 7%, и Счётная палата тогда же констатировала, что реальные подвижки в рамках реформы фактически так и не начались. По итогам 2022 года РЭО зафиксировал рост уровня переработки до 11,9%, что уже существенно, но для достижения целевых показателей всё ещё явно недостаточно. Особенно страдает последнее звено этой цепочки – собственно сама переработка мусора для последующего использования. Большинство подобных предприятий находятся в стадии проектирования или в начальной фазе строительства. А пока нет мощностей для переработки, особого смысла в раздельном сборе также нет. Кандидат юридических наук Екатерина Анисимова указала на плохое информационное обеспечение реформы, как на одну из основных проблем в данной сфере. По её мнению, уровень экологической грамотности населения невысок, что порождает нерациональное потребление и халатное отношение к охране природы. А без активного участия граждан достичь успеха в преодолении «мусорного кризиса» вряд ли возможно.

Эколог Борис Самойлов в разговоре с изданием «Московские ведомости» подчеркнул, что при реформировании сферы обращения с ТБО необходим комплексный подход. 

«Если рассматривать этот вопрос именно с природоохранной точки зрения, нужно, чтобы на уровне государства существовала целая отрасль по сбору, сортировке, переработке отходов, созданию из них вторсырья или какому-то иному использованию. Пока такой отрасли у нас нет, как в полной мере нет и нигде в мире, — констатирует Самойлов. — В природе в процессе эволюции появились организмы, которые продуцируют биомассу, есть организмы, которые её перерабатывают, и есть те, которых в науке называют редуцентами, они эту биомассу возвращают в окружающую среду. Этот механизм уже давным-давно существует и хорошо отработан. Пока в человеческом обществе мы не построим такую же систему, мы будем и дальше захлёбываться в мусоре, который некуда девать».

По словам эксперта, значительных успехов в деле переработки отходов достигли в Китае и некоторых европейских странах, и нам есть, чему у них поучиться. 

В России процесс также не стоит на месте, но, как отметил Борис Самойлов, всё, что сегодня делается в нашей стране, можно отнести к полумерам. 

«Нет ничего сложного в том, чтобы, например, битое стекло отсортировывать и потом использовать в дорожном или каком-то другом строительстве. Но у нас этого не делается. Надо понимать, что просто рассортировать отходы, собрать их раздельно недостаточно, нужна развитая отрасль по их переработке. В России её пока нет. Нужно также создавать профильный орган уровня министерства, который бы отвечал именно за сферу обращения с отходами. Вот у нас было министерство лесного хозяйства, его ликвидировали, и лесное хозяйство развалилось, так и здесь», — говорит Самойлов. 

Эколог добавил, что в России не очень спешат с реформированием сферы обращения с отходами, поскольку, в отличие от небольших европейских стран, у нас ещё достаточно территорий, на которых мусор можно просто захоранивать. 

«Пока природные ресурсы позволяют, можно и повременить, вот мы и временим. Переносим свалки с места на место, один полигон закрыли, другой открыли. А потом эту проблему придётся разгребать, думаю, даже не детям нашим, а уже внукам. Полноценная реформа – дело очень долгое и дорогостоящее. Видимо, пока у страны нет времени и возможностей, чтобы этим всерьёз заняться», — заключил специалист.

Одним из примеров упомянутого Самойловым переноса полигонов с места на место без реального прогресса может послужить Тамбовская область. В этом регионе недавно была утверждена территориальная схема обращения с отходами, противоречащая федеральному плану от Минприроды РФ и вызвавшая у бизнеса и местных жителей множество нареканий. В рамках этой схемы власти собираются закрыть успешно работающий мусоросортировочный комплекс близ областного центра и несколько других полигонов, которые в Минприроды предлагали модернизировать. Вместо этого в Сосновском районе собираются открыть другой огромный полигон, носящий название экотехнопарк «Центральный», против которого выступают экоактивисты и жители окрестных посёлков. Остаётся неясным, как открытие нового полигона взамен действующих, чьи ресурсы далеко не исчерпаны, поможет региону приблизиться к реализации целей «мусорной» реформы. В соседнем Липецке также продолжаются протесты жителей против строительства полигона для захоронения отходов. Речь, опять же, идёт не о необходимых в будущем мусороперерабатывающих заводах, а именно о полигоне для отходов. Местные власти, по всей видимости, на диалог с несогласными пойти не готовы, а вместо этого угрожают обращениями в полицию и органы опеки из-за участия детей в акциях за экологически чистую среду. К слову, именно благоприятная экологическая обстановка является главной целью реформы сферы обращения с отходами. 

Другим немаловажным аспектом является координация усилий в данной сфере в рамках Союзного государства России и Беларуси. Недавно этот вопрос обсуждался на международном круглом столе, организованном Московским филиалом ФГБУ УралНИИ «Экология». Выглядит логичным, что две страны, углубляющие сотрудничество во всех отраслях взаимоотношений, могли бы обмениваться опытом в том числе в реформировании мусорной сферы. Такой обмен опытом и технологиями уже происходит. В пресс-службе РЭО недавно сообщили, что белорусская сторона проявила заинтересованность к современным российским технологиям по переработке отходов. Компании из Беларуси собираются внедрять у себя некоторые российские технологические решения и уже начали готовить необходимую инфраструктуру. С другой стороны, у Беларуси также есть успехи в данной сфере, которые необходимо учитывать в российской реформе. Замглавы РЭО Сергей Королёв рассказывал, что в соседней республике на переработку отправляется около 30% отходов, что почти втрое выше российских показателей. Также в Беларуси ещё с 2012 года действует система расширенной ответственности производителя (РОП), когда производитель должен финансово или технически обеспечивать будущую утилизацию товара, который он выпускает, и его упаковки. В РФ данная система только готовится к внедрению, и успешный опыт партнёров может позитивно сказаться на скорости процесса.

Младший научный сотрудник отдела научно-методического обеспечения деятельности Минприроды России в сфере обращения с отходами производства и потребления Московского филиала ФГБУ УралНИИ «Экология» Юлия Чупрова в разговоре с «Московскими ведомостями» подтвердила, что в настоящее время отмечается сближение правовых систем России и Беларуси в целом ряде сфер, в том числе в экологической. Ведомство, в котором работает собеседница издания, сейчас занимается гармонизацией законодательства России и Беларуси в сфере обращения с отходами. Также перед специалистами стоит задача обмена опытом и наиболее передовыми практиками, которые используют российская и белорусская стороны. 

«В конце апреля этого года делегация во главе с министром экологии и природных ресурсов Нижегородской области посетила с рабочим визитом Республику Беларусь. Коллеги из Белорусии очень дружелюбно и конструктивно встретили делегацию, представили современные мусороперерабатывающие комплексы. В ходе визита намечены планы дальнейшего сотрудничества», — рассказала Юлия Чупрова. 

Она добавила, что одним из предстоящих мероприятий станет программа стажировок для молодых белорусских учёных, которую УралНИИ «Экология» запланировал на лето 2023 года. 

«Стажёры и научные сотрудники будут совместно отрабатывать ряд блоков по исследованию потенциала гармонизации законодательства в области обращения с отходами. Надеемся, что плотное сотрудничество наших ведомств и научных исследовательских институтов позволят разработать новые приемы и методы по решению актуальных проблем в сфере обращения с отходами производства и потребления», — заключила Чупрова. 

Стоит добавить, что международное научное сотрудничество традиционно является одним из необходимых условий, способствующих более эффективному решению проблем, в данном случае в сфере обращения с отходами. Проблемы эти, очевидно, в обеих странах существуют, и совместные усилия для их разрешения выглядят крайне своевременными.

Реклама